С 29 марта в Чечне действует карантин. Причем настолько жесткий, что нарушителей загоняют по домам полипропиленовыми палками. Человек считается провинившимся, если он не одел маску, показавшись во дворе, вышел на улицу без уважительной причины и так далее. Вооруженные патрули ходят по улицам городов, стоят на автомобильных дорогах… Прежде точно такими же палками чеченские силовики избивали незаконно удерживаемых лиц – представителей ЛГБТ-сообщества, правозащитников… Без маски выйти на улицы Грозного нельзя, но при этом их в Чечне не продают. Как и во всей стране, их скупили давным-давно, а новых поставок нет.
В столицу Чечни город Грозный сейчас пускают только прописанных в нем людей. Ни под каким другим предлогом в город попасть невозможно. Между тем, еще полтора месяца назад в Чечне не было вообще никаких норм безопасности в связи с пандемией коронавируса. Местные чиновники рассказывали, что зараза, на самом деле, является обычным гриппом, лечиться от которого нужно при помощи меда и лимона. Тем более в республике не отменялись никакие массовые мероприятия. Например, проводились многотысячные субботники и религиозные обряды, активно привлекались туристы из других регионов России... Когда президент России Владимир Путин выступал с обращением к народу, призывая всех оставаться дома, глава Чечни Рамзан Кадыров торжественно открывал новенький Дом искусств, на церемонии присутствовали сотни людей, включая стариков.
По данным на 30 марта в Чечне 9 человек больны коронавирусом. Из них состояние 8 человек оценивается как удовлетворительное, и только 83-летняя женщина находится в тяжелом состоянии. 24 марта она приехала в республику из Москвы, где встречалась со своей дочкой, недавно вернувшейся из неблагополучной страны.
Как и в остальной России, мнение чеченцев относительно карантина разделились. Одни считают, что ограничения прав и свобод связаны с необходимостью пережить пандемию, поэтому нужно потерпеть. Другие обвиняют власти в показухе и попытке в очередной раз запугать людей, чтобы похвастаться своей эффективностью перед федеральным центром. «Разъезжающие по Чечне силовики призваны продемонстрировать уверенность Кадырова в своих силах на фоне коронавируса, но по факту они только еще больше пугают людей», - считает житель республики Умар. «Странные у нас люди. Их просят быть осторожнее из-за коронавируса, а они не слушают. Но когда меры безопасности ужесточают, они начинают возмущаться», - полагает другой чеченец Иса.
Чечня, конечно, не единственный регион, где ввели почти тотальную изоляцию населения. В списке Москва, Московская, Калининградская, Мурманская, Саратовская области, республика Карелия, Забайкальский край… Наверняка к ним присоединятся и другие субъекты федерации. Впрочем, там пока никого палками не бьют.
Вадим Муханов, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО:
- Пока строгий карантин в России только начали вводить, поэтому о протестах против него говорить еще рано. Судя по тому, как разворачивается борьба с коронавирусом, она может продлиться до начала лета, если не дольше. За это время многое может случиться, но пока слишком рано делать какие-то выводы.
В Чечне давно сложился очень специфический режим, в рамках которого давно никто ничему не удивляется. Республика выделяется среди прочих субъектов федерации. Однако условия жесткой самоизоляции в ней, в целом, совпадают с тем, что решили использовать в Москве и Подмосковье. Разница может быть только в реализации на практике. Но пока речь не идет о массовом избиении людей в Чечне, если что-то и было, то это единичные случаи. Вполне возможно, палки достали для того, чтобы запугать потенциальных нарушителей и отбить у них всякое желание выходить на улицу. Наверно, могло бы хватить и традиционного вооружения, но тут свою роль могло сыграть желание подчиненных Рамзана Кадырова выслужиться перед хозяином республики, в частности, дословно исполнить его пожелание. Кроме того, нам еще не с чем сравнивать. Мы не знаем, как силовики будут вести себя в Московской или Мурманской областях, чтобы подчинить себе местное население.
Ахмет Ярлыкапов, эксперт по Северному Кавказу:
- Во-первых, среди всех республик Северного Кавказа Чечня первой впала в панику из-за
коронавируса. В частности, люди сметали все с полок магазинов. Во-вторых, меры, предпринимаемые властями республики, жесткие, но последовательные. Силовики действительно могут ходить по улицам, вооружившись палками. Этому есть множество фото- и видеоподтверждений. С другой стороны, нет никаких доказательств того, что чеченские полицейские избивают нарушителей карантина. Правда, для местных жителей такой поворот не будет чем-то неожиданным.
Что касается того, насколько власти Чечни соблюдают режим самоизоляции, который сами же пропагандируют, то здесь они ничем не отличаются от своих коллег из остальной России. Политики, министры и так далее ходят по улицам, участвуют в массовых мероприятиях, избегают карантина после возвращения из командировки... Это проблема не Чечни, а всей страны в целом»
Читайте также: "Как полиция борется с нарушителями карантина: палки, краска на лбу, дроны"