Законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс получил положительные отзывы Верховного суда и правительства и внесен в Госдуму за подписями спикера Вячеслава Володина и главы Комитета по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова («ЕР»). Совет нижней палаты парламента уже включил эту инициативу в повестку пленарного заседания 31 марта.
Речь не идет о новом уголовном составе - предлагается лишь поправить действующую статью 236 УК, существенно ужесточив санкции. Сейчас за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (любых, не только касающихся карантина), по неосторожности повлекшее «массовое заболевание или отравление людей» данная статья обещает в лучшем случае штраф до 80 тысяч рублей, а в худшем - ограничение свободы на срок до года. Если же виновник, по неосторожности заразив или отравив человека, довел его до смерти - минимальным наказанием являются исправительные работы, а максимальным - лишение свободы на срок до 5 лет.
Но как только обсуждаемые изменения вступят в силу (то есть очень скоро), минимальным наказанием за неумышленное нарушение и «массовое заражение» станет штраф от 500 тыс. до 1 млн. рублей, а максимальным - лишение свободы на срок до 3 лет. Если нарушение по неосторожности привело к смерти человека или нарушитель сознательно создавал угрозу массового заражения - штраф вырастет до 1-2 млн. рублей, а максимальный срок лишения свободы - до 5 лет. Если же дело закончилось смертью двух и более лиц, хотя виновник такого умысла не имел - единственным возможным наказанием будет лишение свободы на срок до 7 лет.
Статья 236, таким образом, становится «тяжкой». А наказания - «соизмеримыми», как выразился спикер Госдумы, с теми, что или действуют, или вводятся во многих странах мира. В Италии, к примеру, нарочитое нарушение карантина вирусоносителями грозит штрафом от 400 до 3000 евро и от одного до пяти лет лишения свободы. Да, 500 тысяч рублей - это немного больше, чем 400 евро, а 2 млн. рублей - немного меньше, чем 3000 евро. Но уровень жизни и денежные доходы населения в наших странах, увы, несоизмеримы.
«Соблюдение карантина помогает по крайней мере замедлить рост числа заболевших, что показал мировой опыт, но многие не осознают серьезности ситуации и наплевательски относятся к вводимым ограничениям, рискуя не только своей жизнью, но и жизнью окружающих. Угроза уголовного дела должна послужить предостережением для безответственных»,- пояснил в разговоре с «МК» позицию авторов г-н Крашенинников. По его словам, вести дела по «тяжкой» части статьи 236 будут следователи СК, а по другим - сотрудники МВД.
Но, пояснил депутат, эта статья УК - не про тех, кто «просто» вышел на улицу, хотя получил предписание сидеть дома, но никого, слава Богу, не заразил. Для таких будут предусмотрены высокие административные штрафы: правительство на своем заседании 26 марта обсудит соответствующие поправки в КоАП, и они, по сведениям «МК», будут включены в готовящийся сейчас ко второму чтению законопроект об административной ответственности за нарушения правил работы частных детективных агентств. Какая связь между детективами и коронавирусом? Никакой, и в принципе думский регламент во втором чтении менять концепцию законопроекта запрещает. Но в исключительных ситуациях позволяет - потому что так можно сэкономить время: обычная процедура принятия законов о внесении изменений в КоАП занимает не меньше двух месяцев.
Возникает непраздный вопрос: как доказать, что именно этот конкретный идиот Петя Иванов, наплевав на карантин, заразил несколько человек? На вирусе не написано, от кого он попал к человеку… «Это непросто, да, и презумпцию невиновности никто не отменял»,- признаёт г-н Крашенинников. А адвокат Дмитрий Аграновский сказал «МК», что особых проблем не видит: «статья эта не новая, и опыт доказывания есть». Конечно, добавил он, «проводить расследование будет нелегко, и это станет дополнительной нагрузкой на правоохранительные органы». В любом случае, считает г-н Аграновский, ужесточение уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемических правил - «мера скорее психологического характера, и правильная». Никаких «чрезмерных репрессий» в связи с этим адвокат не ожидает.
Ещё один непраздный вопрос - можно ли обеспечить расследование таких дел и рассмотрение их в судах в условиях карантинных ограничений? Г-н Аграновский особых проблем не видит: по его словам, такого рода дела, если понадобится, вполне «можно отнести к делам неотложного характера», которые суды продолжают рассматривать…
Ксати, уже объявлено, что ко второму чтению законопроект дополнят санкциями и за распространение ложной информации о ситуации с коронавирусом.
Читайте также: "Путин перенес голосование по Конституции и объявил нерабочую неделю"