« Дела идут очень хорошо! – заверила меня председатель комиссии 2-го участка 6-го избирательного округа города Сухум. – Никаких нарушений нету. Все довольны: комиссия довольна, председатель довольна, наблюдатели тоже довольны. Тысяча человек уже проголосовало, всего у нас 1813 избирателей. То есть более 50%, а еще только 17 часов! Здесь наблюдатели от кандидатов. Были еще наблюдатели от Южной Осетии, Российской федерации, они просто зашли, поздравили и ушли».
А люди все шли и шли. С приближением вечера поток избирателей меньше не становился, хотя основная часть пенсионеров традиционно проголосовала с раннего утра. Многие избиратели были в медицинских масках, а одна девушка перед тем, как взять бюллетень, даже надела одноразовые перчатки. В масках сидели и некоторые члены комиссии. Но не все.
- А есть ли у вас на участке какие-то антисептические средства? – поинтересовалась я у членов комиссии.
- Конечно! – мне показали бутылочку с бесцветной жидкостью. – Отличное антисептическое средство, народное. Мы им и руки обрабатываем, и столы протираем. Чача называется. В ней 70-80 градусов, как раз то, что надо. Даже лучше аптечного спирта. И дефицита нет: на базаре свободно продается.
Большинство избирателей на выходе из участков отказывались говорить, за кого проголосовали. Очаровательная юная девушка сказала, что голосовала за Ардзинба: « Он молодой, надеемся, что с его приходом все изменится в лучшую сторону».
Подвыпивший старик в пижонском сомбреро тоже голосовал за Ардзинба: « Он молодой. Надеемся, он не будет воровать деньги, как те, матерые, которые народ обобрали, а себе гостиницы понастроили. Ты, это, не записывай!»
Молодой человек признался, что голосовал за Бжания: «Потому что за Ардзинба – стоит Хаджимба, а нам эта старая власть вот так надоела! – он провел рукой по горлу. – Наелись!»
Штаб кандидата Ардзинба расположился в одном из зданий, стоящих прямо на набережной. Но несмотря на прекрасный вид на вечернее море настроения в нем царили унылые. Уже первые данные с участков ясно показывали, что Бжания побеждает.
Штаб Бжания был в особняке, которое прежде занимало российское посольство. А еще раньше там располагалась популярная среди журналистов гостиница «Ясемин». Припаркованные возле него огромные дорогие машины практически заблокировали проход. В холле сторонники кандидата напряженно смотрели на экран, на котором появлялись данные с участков. То и дело стены здания сотрясали радостные возгласы. Ближе к полуночи стали пускать ракеты и немного постреляли из автоматов. Но в целом реакция, если вспомнить предыдущие выборы, была достаточно сдержанная. Чувствовалось, что народ устал.
Абхазия вступает в новую эпоху, хотя почему новую? Многие лица в команде Бжания хорошо известны. Премьером станет экс-президент Александр Анкваб. Это дело решенное, и сам Бжания подтвердил это в интервью «МК». Бывший министр иностранных дел и экс-премьер Сергей Шамба также поддержал Бжания.
- Мы не выторговывали себе места. – сказал Шамба в интервью « МК». – Мы просто поверили, что именно Бжания сможет изменить ситуацию в Абхазии. Потому и поддержали его. Я надеюсь, что теперь начнется новая эпоха, эпоха серьезных реформ. Настрой на прорыв у Бжания есть.
- Вас не смущает, что в Абхазии опять произошло что-то, очень похожее на переворот?
- У нас уже второй раз народ собирается и вынуждает президента уйти в отставку добровольно. Но это происходит без стрельбы из танков и пушек по правительственным зданиям, как бывает у некоторых.
- А почему Хаджимба сначала сказал, что никуда не уйдет, а потом вдруг ушел в отставку? Ему угрожали?
- Никто ему не угрожал. Он ушел, потому что протест приобрел серьезный масштаб. Сурков здесь тоже не при чем. Он даже не успел встретиться с Хаджимба, как тот подал в отставку. Перед резиденцией президента, где Хаджимба находился, собралась большая масса людей. Я был в парламенте в кабинете депутата Батала Табагуа, когда позвонил Хаджимба и сказал, что готов обсуждать вопрос об отставке. Просил меня приехать. Мы с Баталом приехали, попросили людей соблюдать спокойствие. Зашли к нему и сказали, что надо принимать решение. Он при мне от руки написал заявление об отставке, мы спустились и зачитали его людям, после чего все разошлись.
- Были какие-то условия, вы давали гарантии безопасности?
- Никаких условий не было, гарантии не давали. Даже разговора об этом не было.
Как повлияет смена власти в Абхазии на отношения с Россией? Похоже, что никак. Аслана Бжания знают в Москве, как руководитель СГБ, он хорошо проявил себя во время Олимпиады, о чем рассказывал в интервью «МК». За это он даже указом Путина награжден Орденом Дружбы.
- У нас с РФ есть взаимные интересы. Абхазия заинтересована в России. – говорит Сергей Шамба. – Главный наш интерес – безопасность, и Россия ее обеспечивает. Да, есть проблема, что российская помощь используется неэффективно. И это дважды привело к народному возмущению и смене власти.
Так что Абхазии от России никуда не деться: здесь все понимают, что как только уйдут российские военные базы, начнется новая война. Но и РФ никуда не деться от Абхазии. Если она оттуда уйдет, военные НАТО встанут на границе по речке Псоу. И с этой геополитической реальностью вынужден считаться любой лидер Абхазии.
Сухум
Читайте также: Коронавирус напугал наблюдателей на выборах президента Абхазии