Почти 91 тысяча человек внесли лепту в строительство военного храма, который, как сказал министр, должен стать местом, «куда можно прийти не только исповедоваться, но и вдохновиться на службу, на дела ратные».
Храм не случайно сооружается на территории подмосковного Военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот», пояснил Сергей Шойгу. Именно там, в Алабине, в 1941-м базировался штаб обороны Москвы, который возглавлял маршал Жуков. Отсюда началось движение наших войск на Запад. При строительстве храма был найден старый гранитный верстовой столб, от которого началось это движение. Столб будет установлен на главной площади перед храмом.
Министр рассказал, что ступени сооружения будут сделаны из металла, полученного от переплавки траков немецких танков. «Поднимаясь по ступеням этого храма, - сказал Шойгу, - мы пойдём по оружию поверженного врага». Продолжая идеи символизма в храмовой архитектуре, министр поделился еще одной задумкой:
-Мне тут как-то задали вопрос: «Вот те знамёна поверженного врага, рейха, которые бросали на Красную площадь, они же у нас…». Я не знаю, получится ли у нас – надеюсь, что получится, и в полу под стеклом будут лежать эти знамёна, и люди будут иметь возможность не только посмотреть на них, но и пройти по знамёнам поверженного врага.
Необычной будет и главная храмовая икона. Она создается на личные средства президента страны – Верховного Главнокомандующего Владимира Путина. По словам Шойгу, «она написана на досках, плахах, на которые был распущен сохранившийся старинный орудийный лафет. А сохранился он потому, что находился под водой, его подняли со дна Невы. Складень - почти 2 метра 40 сантиметров в высоту, внизу – мощи воинов, причисленных к лику святых. Использована даже доска из приклада одной из первых винтовок Мосина. Над созданием этой иконы работали и ювелиры, и художники, и металлурги».
При возведении храма применены уникальные инженерные решения. Такие, например, как подъем купола массой 80 тонн на высоту 60 метров. Всего колоколов в храме будет 18. Самый тяжёлый – 10 тонн, самый лёгкий – около 18 кг.
«Пройдут столетия, и дай Бог, чтобы все помнили, видели, знали и сохранили этот храм», - говорит Сергей Шойгу.
Он рассказал, что к нему будет вести музейный комплекс «Дорога памяти», протяженностью 1418 шагов, символизирующих 1418 дней и ночей войны. «Мы хотим, чтобы каждый шаг здесь запоминался, как удар колокола, - говорит Шойгу, - и звук этот отзывался эхом в далёкое будущее, в следующие поколения».
В мультимедийном проекте планируется разместить 33 миллиона фотографий участников войны, чтобы, как сказал министр, можно было по этой дороге «пройти с детьми и внуками и показать им своих предков». Шойгу рассказал, что в «Дороге памяти» есть и фотографии двух его дядей. Один прошёл всю войну рядовым, а другой был военным врачом.
Причем, как заявил министр, «мы не ставим перед собой цель именно 9 мая 2020 года завершить этот проект, так как материалы для него поступают из самых разных стран: из бывших республик Советского Союза, Мексики, Бразилии, Эфиопии… «Это касается многих и многих, кто пришёл, помогал, воевал, - говорит Шойгу. - Это и испанские герои – большой отряд. Это, к моему большому удивлению, граждане Вьетнама», которые сначала эмигрировали во Францию, «а из Франции приехали сюда и воевали, и погибли, кстати сказать, здесь, под Москвой».
Министр напомнил, что к званию Героя Советского Союза были представлены люди 68 национальностей. «Разве мы можем забыть, - говорит Шойгу, - то огромное количество поляков, которые воевали вместе с Советской Армией и освобождали Польшу? Чехи… Я с удивлением узнал, что два финна являются Героями Советского Союза».
Здесь же Сергей Шойгу рассказал историю сына китайского лидера Мао Дзэдуна, который воспитывался в Ивановском детском доме, а затем закончил в СССР Военную академию имени Фрунзе. «Он трижды писал письма Сталину, - говорит Шойгу, - в которых говорил, что так же любит Советский Союз, как и Китай, и не может сидеть спокойно, когда враг напал на страну. И он начал воевать, дошёл до Берлина в звании капитана, имеет государственные награды. Если не ошибаюсь, в 1946 году он вернулся в Китай, стал членом Китайской коммунистической партии. Его земной путь, к сожалению, заканчивается в 1950 году, когда произошло одно из первых применений напалма Соединенными Штатами в Корее. Он попал под этот удар и погиб».
По мнению министра, «невзирая на сегодняшние взгляды глав тех или иных государств - я отмечаю, глав – мы должны отдать дань памяти тем, кто воевал. Это и латыши, и литовцы, и эстонцы, это отчаянно воевавшие украинцы. Сказать о том, что кому-то победа принадлежит больше, а кому-то меньше, нельзя. Она принадлежит нам всем – потомкам победителей».