Коронавирус напугал наблюдателей на выборах президента Абхазии

Кандидат Аслан Бжания рассказал, каким видит будущее страны в условиях пандемии

В воскресенье, 22 марта, в Абхазии прошли внеочередные выборы президента. За пост главы государства боролись три кандидата: лидер оппозиции, в прошлом глава Службы госбезопасности Аслан Бжания, экс-министр внутренних дел Леонид Дзапшба и вице-премьер и министр экономики Адгур Ардзинба.

Кандидат Аслан Бжания рассказал, каким видит будущее страны в условиях пандемии
Аслан Бжания.

В конце прошлой недели на КПП «Псоу» на российско-абхазской границе установили тепловизор. В минувшую пятницу обозреватель «МК» стала одной из первых, кому с помощью этого прибора измерили температуру. Загорелся зеленый огонек. А если бы загорелся красный, то могли бы и не пустить в Абхазию. Уже троих с высокой температурой прямо с границы отправили в больницу. В Абхазии до сих пор не выявлены случаи заражения коронавирусом. А вот в соседнем Краснодарском крае такие больные есть. Первый зараженный был выявлен еще 12 марта. Потом коронавирус был обнаружен еще у двух человек, вернувшихся из-за границы. Один из них — житель Сочи. Власти города ввели ряд ограничений, в частности, на въезд иностранцев: границу на «Псоу» теперь запрещено пересекать по абхазским паспортам. А граница Абхазии с Грузией полностью закрыта с 14 марта.

Коронавирус внес свои коррективы и в абхазские выборы. Не приехали многие наблюдатели, в том числе от Госдумы РФ. Вместо них Россию представляли сотрудники российского посольства. Были также наблюдатели из Южной Осетии и Приднестровья. На знаменитой «Брехаловке», в кафе и пацхах люди обсуждали не достоинства кандидатов, а коронавирус. Многие высказывали опасения, что республика не готова к эпидемии и в случае проникновения вируса в Абхазию ее ждет катастрофа.

Серьезные проблемы со здоровьем в разгар предвыборной кампании испытал один из кандидатов — Аслан Бжания. Врачам даже пришлось вводить политика в медикаментозную кому и на вертолете переправлять в Краснодар. Консилиум российских врачей диагностировал у него двустороннюю полисегментарную пневмонию. Однако некоторые его сторонники все-таки уверены, что это было новое — уже второе по счету — покушение на его жизнь.

Накануне голосования Аслан Бжания дал интервью обозревателю «МК».

— Аслан Георгиевич, согласны ли вы с официальным заключением врачей, что ваши недавние проблемы со здоровьем — это не отравление, а двусторонняя пневмония?

— Я жду ответов из лаборатории. Мы направили материал в зарубежные лаборатории, в конце месяца должны получить ответ.

— Но во время дебатов на абхазском ТВ вы сказали, что у вас была пневмония.

— Да. У меня была пневмония.

— Значит, вы исключаете покушение?

— Нет. Я так не сказал. Наличие пневмонии установлено. Было что-то еще или нет — покажет время. Причем ближайшее.

— Многие связывают с вами надежды на реформы. В том случае, если вы станете президентом, какие реформы вы намерены провести?

— Конечно, серьезные преобразования необходимы. У нас много проблем. Считаю необходимым серьезным образом реформировать аппарат управления. У нас очень много министерств и ведомств, которые дублируют функции. Надо посчитать, какое их количество нам нужно вообще. Надо избавить страну от излишнего администрирования. Такие процессы должны быть реализованы в ближайшие два года. Уровень доверия к власти очень невысок. Потому что ее эффективность близка к нулю. Надо, чтобы в аппарат управления пришли люди другой ментальности, другой культуры и с другим уровнем квалификации. У нас неприемлемо высокий уровень преступности. Как уличной, так и кабинетной. Когда я говорю о кабинетной преступности, я имею в виду коррупцию. Об этом у нас начали говорить с 2015 года. Как говорится, накаркали. Те, кто намеревался бороться с этим злом, это дело возглавили и успешно его продолжили. Поэтому данная проблема приобрела серьезные масштабы. К ее решению надо подходить комплексно. Надо внести ряд изменений в Уголовный кодекс, в УПК. Мною и группой депутатов было разработано несколько законопроектов антикоррупционной направленности.

— Под теми, кто «это дело возглавил», вы имели в виду представителей старой власти?

— Вы меня правильно поняли. Наша контрольная палата, которая занимается проверкой министерств и ведомств на законность расходования бюджетных средств, проверяла министерство финансов, министерство здравоохранения, ряд государственных компаний. По итогам проверки четко указаны признаки преступлений, совершенных должностными лицами. Материалы были переданы в Генпрокуратуру. Никакой реакции не было несколько лет. Вот сейчас, две недели назад, в отношении руководителя государственной компании «Абхазтоп» было возбуждено уголовное дело. Когда об этой компании заговорили впервые, хищения составляли 80 миллионов рублей. Четыре года никто не принимал мер. Сейчас ущерб, нанесенный ею государству, составляет 300 миллионов рублей. Для компании, в которой работает три с половиной человека, это колоссальная сумма. Это примерно 5 миллионов долларов. Бюджет Абхазии в 400 раз меньше российского. Это как если бы в РФ три человека украли 2 миллиарда долларов. Это бюджет трех районов — Очамчирского, Ткварчельского и Гальского.

Голосование 22 марта.

Хотел бы напомнить, что в 2015 году был принят Закон о противодействии коррупции и новые власти создали управление по противодействию коррупции в Генеральной прокуратуре. Но все это носило декоративный характер. Первое уголовное дело было возбуждено в этом управлении две недели назад. То есть за 5 лет это управление не рассмотрело ни одного дела. Два дела было возбуждено в 2018 году. Но таким образом это было сделано, что фигуранты этих дел подпали под амнистию в связи с 25-летием Победы. Необходимо создать такую систему, когда ее элементы будут контролировать друг друга. И ни на какой стадии никто не уйдет от ответственности. Принцип неотвратимости наказания должен работать в полной мере. Другой принцип, который должен работать, — это равенство всех перед законом. Это необходимо сделать, и мы это сделаем. Понимание, как это сделать, есть. Для реформ нужны определенные финансовые ресурсы. Они существенные, но для нас вполне подъемные. Могу точно сказать, что РФ заинтересована в декриминализации обстановки в Абхазии.

— В связи с неотвратимостью наказания вспоминается знаменитая тюрьма в Драндах, о которой ходит много рассказов, в том числе смешных.

— Там нет смешных, там есть грустные рассказы преимущественно. Есть факты, есть видеоматериалы о том, какие праздники устраиваются в камерах, есть видеоматериалы о том, какие зверские преступления там совершаются. Недавно прямо в камере был зверски зарублен заключенный, 17 ножевых ранений. Зашли, убили и ушли.

— Институт воров в законе в Абхазии по-прежнему силен?

— Не институт воров в Абхазии силен, а слабы государственные институты. В Абхазии будет один институт — институт публичной власти. Или будут другие институты, научные. В третьих, в четвертых институтах необходимости нет.

— Может ли здесь быть использован грузинский опыт борьбы с ворами в законе?

— Я думаю, может. Этот опыт Грузии в последнее время используется и в России.

— А с тюрьмой что делать?

— По-хорошему надо строить новую тюрьму. Предварительные договоренности на сей предмет были достигнуты с руководством РФ. По неизвестным мне причинам они не перешли на стадию проекта. Во время теледебатов действующий вице-премьер, министр экономики и он же кандидат в президенты Ардзинба сказал, что эта тема жива.

— Вы утверждаете, что в то время, когда руководили СГБ Абхазии, вам удалось предотвратить какие-то теракты в РФ. О чем речь, можете пояснить?

— Это было в период подготовки Олимпийских игр в Сочи. Готовился теракт у здания администрации города. Он был предотвращен совместными усилиями служб госбезопасности Абхазии и ФСБ РФ. Также был предотвращен теракт, который должен был произойти 8 февраля, на 2-й день после открытия Олимпийских игр, на территории Олимпийского парка у Медиацентра. Это уже была совместная операция нескольких спецслужб — российских, абхазских и других государств. Организаторами этого теракта были представители «Имарата Кавказ» (террористическая организация, запрещенная в РФ. — «МК»). Она тогда еще имела серьезные возможности. Их ячейка в Абхазии в 2012 году была нейтрализована. 6 человек были привлечены к уголовной ответственности. Было конфисковано 11 схронов, в которых хранились три ПЗРК, 47 гранатометов, два миномета, несколько пулеметов, более ста автоматов, несколько установок для ПТУРСов и около 40 самих реактивных снарядов, десятки тысяч патронов, несколько пятилитровых бачков алюминиевой пудры, противотанковые мины, три грузовика оружия. В СГБ у меня был внутренний двор, когда все это разложили, весь двор был устлан этим оружием. Все это должно было быть использовано в период подготовки Олимпийских игр.

— «Имарат Кавказ» стоял и за первым терактом?

— Да. В обоих случаях это было ваххабитское подполье, «Имарат Кавказ».

— В Абхазии был совершен ряд резонансных преступлений против граждан РФ. Что сделано для их раскрытия?

— Что касается убийства российского дипломата Дмитрия Вишернева и его супруги в 2013 году, то оно раскрыто. Убийца — гражданин РФ по фамилии Лакаев. После совершения преступления он сбежал в Грузию, где был задержан грузинскими спецслужбами. В то время наши, российские и грузинские спецслужбы контактировали, это было связано с предстоящими Олимпийскими играми. В момент задержания оказал сопротивление, был там осужден на 13 лет. Этот срок он отбывает в Грузии. Два его сообщника были задержаны здесь, оба граждане РФ. Они представляли бандподполье. Лакаев намеревался уйти в Сирию через Аджарию и Турцию. У него было такое задание, и он его реализовывал. Это задание позволяло ему оказаться в числе лидеров. Поэтому жертвой был вице-консул. Им же была заложена самодельная бомба напротив въезда на российскую госдачу в Пицунде. Она была нейтрализована. Что касается убийства российского бизнесмена Сергея Клемантовича и его спутницы, то оно было тоже раскрыто, все участники этого преступления были привлечены к ответственности. По непонятным мне причинам часть этих людей уже вышли на свободу.

— А что можете сказать про покушения на Анкваба?

— Что касается покушений на главу государства Александра Анкваба, то их было несколько. Часть из них была раскрыта, люди были привлечены к уголовной ответственности. Организатор покушения был задержан, находился в СИЗО. Близкий друг и соратник г-на Хаджимбы, депутат парламента Аслан Кобахия обратился с ходатайством в Верховный суд Абхазии (это после того, как они захватили власть) и сказал, что организатор убийства тяжело болен и он хочет стать его поручителем, чтобы ему поменяли меру пресечения. Меру пресечения изменили, человека отпустили домой. Вскоре Кобахия стал министром внутренних дел, а потом и вице-премьером. А организатор покушения ушел в бега и заочно был приговорен к 20 годам лишения свободы.

— Из ваших слов понятно, что вы осуждаете действия сторонников Хаджимбы весной 2014 года, когда уличное противостояние привело к отставке действующего президента Анкваба. Но разве действия ваших сторонников в январе этого года чем-то от них отличаются?

— То, что сделал Хаджимба, я называю «незаконный захват и удержание власти». Это тяжкое преступление. Анкваб был избран в 2011 году. Незаконный захват власти произошел 27 мая 2014 года. Через два года и 7 месяцев после его избрания. Легитимность избрания Анкваба за это время никем под сомнение не ставилась. Что случилось 9 января 2020 года? В 2019 году в Абхазии прошли президентские выборы, второй тур победителя не выявил. Не дожидаясь решения суда, г-н Хаджимба и его соратники назначили дату инаугурации, провели ее, не имея никаких правовых оснований. Пока они занимались этими делами, в стране происходили тяжкие и особо тяжкие преступления. Похищения людей, убийства. В частности, средь бела дня были убиты три человека рядом с комплексом административных зданий, резиденцией президента. Выяснилось, что к совершению этого преступления причастны люди, которые охраняли Хаджимбу. Несколько его охранников были задержаны. Но дело дальше не пошло. 9 января собрались родственники убитых. В этот день не проходил политический митинг. Эти люди и зашли в администрацию президента. Я находился на территории РФ, 9 января вылетел в Сочи, в санаторий для продолжения реабилитации. В Абхазию я приехал в 18.30. Когда я был еще на дороге в аэропорт, Хаджимба уже покинул правительственный комплекс. Мы же признаем ряд международных документов. В том числе Декларацию прав человека и гражданина. Там прописано, что граждане имеют право прибегнуть к насилию как к последнему аргументу, если власть нарушает их фундаментальные права. Мы имеем все факты, что он эту должность занимал незаконно. И суд аннулировал итоги выборов. Поэтому сравнивать эти события с 2014 годом нельзя.

— Что если опять повторится ситуация 2019 года и разница между кандидатами будет совсем небольшая?

— Тогда мы проведем ряд мероприятий, чтобы выявить победителя. Победа одного из кандидатов должна быть бесспорной. Тяжело будет руководить Абхазией, если итоги выборов кем-то оспариваются. Не получится.

— Ваше отношение к проблеме запрета на продажу недвижимости в Абхазии гражданам РФ?

— Марина, у вас российский паспорт с собой?

— Да, а что?

— Вы когда уезжаете? В среду? Хотите, во вторник вы приобретете недвижимость в Абхазии? Вы в течение двух дней зарегистрируете на свой паспорт юридическое лицо и можете купить все, что тут продается. Этот вопрос в известной степени решен. Но он в известной степени и политизирован. Есть определенные страхи и недоверие к абхазским властям со стороны абхазского населения. И эти страхи обоснованны. С конца XIX века и до 1992 года удельный вес абхазского населения в Абхазии неуклонно сокращался. И в 1992 году абхазов стало 17%. Был период, когда нам было запрещено говорить на абхазском языке и абхазские школы были закрыты. Проводилась политика по переселению людей в Абхазию из Грузии. Поэтому этот вопрос будем решать не спеша и цивилизованно. Мы найдем формулу, которая устроит обе стороны.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28223 от 23 марта 2020

Заголовок в газете: Наблюдателей на абхазских выборах испугал коронавирус

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру