Президент Израиля Реувен Ривлин вручил мандат на формирование правительства Бени Ганцу. Причиной этому стали консультации в Кнессете, в ходе которых необходимый 61 депутат поддержал кандидатуру Ганца. Это серьезный удар по позициям Биньямина Нетаньяху, которому теперь грозит реальная опасность угодить за решетку. Впрочем, «волшебник Биби» пытается избежать и ареста, и потери власти из-за эпидемии коронавируса, и даже не совсем безуспешно.
Сохранить власть у многолетнего премьера вряд ли получится: несмотря на то, что до выборов именно «Ликуд» считался фаворитом, представителям этой партии так и не удалось набрать достаточное количество мандатов для формирования правительства. Формально они победили: «Ликуд» набрал на 3 мандата больше, чем «Кахоль-лаван», однако союзники по коалиции не смогли поддержать успех правящей партии и страна снова оказалась в патовой ситуации.
Уже почти год ключ от власти в Израиле находится в руках у главы партии русскоязычных евреев «Наш дом — Израиль» Авигдора Либермана. Он никак не хотел вступать в союз ни с правой коалицией (требования по льготам для ортодоксальных иудеев вызывали раздражение у светских русскоязычных репатриантов), ни с левым блоком (партия Либермана националистическая, и не хотела сотрудничать с арабами). В результате ни одна коалиция не могла набрать необходимые голоса, что дважды приводило к новым выборам.
Как только стало понятно, что после мартовских выборов патовая ситуация сохранится, Либерман пообещал разорвать этот порочный круг новых и новых выборов. После нескольких недель переговоров он согласился поддержать левый блок, закрыв глаза на сделку с арабами. Сейчас у Ганца есть достаточно голосов, чтобы стать премьером, для него главное их не растерять при распределении министерских портфелей и формировании политики коалиции: Либерман уже не один раз навязывал свою волю и даже рушил правительства, уводя своих депутатов в оппозицию, и как партия «Наш дом — Израиль» будет сотрудничать с арабами (и будет ли вообще) сказать сложно.
Нетаньяху из последних сил пытается сохранить власть и переманить хоть кого-то на свою сторону. Но вариант с «большой коалицией» совместно с «Кахоль-лаван» даже раньше казался маловероятным, а сейчас и вовсе почти невозможен, ведь после решения Либермана «бело-голубые» точно не захотят идти в правительство в статусе младших партнеров. Нетаньяху пытается переубедить Либермана, называет инициативу Ганца «правительством меньшинства, которое опирается на поддержку сторонников терроризма» и призывает «Наш дом - Израиль» войти в «правительство национального единства, которое спасет жизни (от эпидемии коронавируса)». Впрочем, вряд ли подобные аргументы способны поменять решение Либермана.
Если Нетаньяху потеряет власть, он столкнется с реальным риском оказаться в тюрьме. Против действующего премьера идет процесс по обвинениям во взяточничестве. По законам Израиля мандат депутата Кнессета не дает неприкосновенности, и Нетаньяху может отправиться в тюрьму прямо из депутатского кресла. Но в попытках избежать ареста ему помогает... коронавирус! В связи с распространением эпидемии в Израиле закрыты многие суды, в том числе и тот, где должны были судить премьер-министра. На данный момент заседание перенесено на 24 мая, и может быть отложено на более позднюю дату, если эпидемия не утихнет. Таким образом у Биньямина Нетаньяху еще будет время, чтобы как следует подготовиться к процессу или даже попытаться удержать власть. Но сейчас кажется, что сохранение позиции премьер-министра становится непосильной задачей даже для «волшебника Биби».