Презентуя мне роскошно изданный фолиант, Таир Мансуров рассказал мне историю из 1995 года, когда президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил ему вручить предыдущее издание избранных трудов Абая Патриарху Московскому и вся Руси Алексию II. «I. Взяв книгу в руки, Святейший сказал: «Я знаю о вашем великом поэте. Но скажите мне, а как он относился к Богу?» — «У Абая есть одно лаконичное, 45-е, Слово, — ответил я. — Позвольте я зачитаю фрагмент из него: «Доказательством существования Бога считается то, что вот уже тысячелетия люди на различных языках говорят о существовании Всевышнего. Сколько бы ни было религий, во всех считается, что Богу присущи справедливость и любовь». — «А когда он это написал?» — спросил Алексий II. «Это было написано в 1890-х годах». Патриарх задумался, а потом сказал: «В то время, в конце XIX века, так сказать о Боге — это удивительно… Велик народ, который имеет такого мудреца!» — подытожил Святейший». А еще велик тот народ, который внимательно знакомится с трудами мудрого Абая. Давайте побудем этим великим народом! Уверяю, вы получите просто огромное удовольствие!
Об умных и глупых людях
Между умными и глупыми людьми, по-моему, есть одна существенная разница: умный человек — человек. Конечно, и он увлекается, но, увлекшись, он тратит все на достижение цели, и само время поисков останется для него в памяти лучшим временем жизни. Такой человек, найдя достойный предмет страсти, ищет с жадностью, и когда, вспоминая, рассказывает, то понимает, что он получил высокое наслаждение, и не жалеет, что жизнь его прошла. Глупый человек не находит себе места в жизни. Он увлекается чем попало, растрачивает свою страсть на бесцельные и бесплодные желания, он проводит самую лучшую часть жизни в собачьей беготне, а старость — в раскаянии. Глупый человек в молодости меняет потеху на потеху. Ему кажется, что молодость вечна, что тело не стареет и суставы не ослабевают. Но быстро потехи сгибают ему шею, и он теряет способность выбора и даже теряет желания.
Страстность становится болезнью. Если человек и достигает того, к чему он стремился, то все это только мнимое достижение, человек переживает только опьянение. Опьянение лишает сил и затмевает его разум, и смотрят окружающие трезвые на пьяного и смеются над ним. В это время разумный, не выставляя себя на посмешище, упорно ищет и находит. Глупый человек похож на всадника, который, сбросив с коня седло со стременами, потеряв шапку, закрыв зад лошади полами своего кафтана, задрав нос к небу, скачет как одурманенный. Если ты сам хочешь быть в ряду разумных, то раз в день, или раз в неделю, или хоть раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму. Не совершил ли ты того, в чем следует раскаиваться? Думай о том, как ты провел свою жизнь, и заметил ли ты, запомнил ли ты, как провел ее.
Зачем нужны дети?
Некоторые молятся, прося у Бога ребенка. Но для чего человеку ребенок?
«Если умру, — думает человек, — пусть останется наследник, пускай он помолится после моей смерти, а когда состарюсь, то прокормит меня сын». Справедливо ли это желание? Человек хочет, чтобы сын заступил на его место. Человек, ты думаешь, что имущество без тебя останется без хозяина? Тебе ли заботиться об оставшемся имуществе? Почему ты ревнуешь других к своим вещам, лежа на смертном одре? Хорошие дети — радость, плохие — горе. Знаешь ли ты, каким будет ребенок, которого ты просишь у Бога? Мало ли тебе тех мук, которые ты сам перенес в жизни? Мало ли ты совершил собачьих поступков? Почему же ты хочешь, родив ребенка, передать ему свою собачью жизнь и муки? Ты хочешь, чтобы после твоей смерти твой сын молился за тебя. Но если ты многим сделал добро, то кто же не помолится за тебя; если же ты сделал много зла, то что тебе даст молитва сына? Или ты думаешь, что сын твой после твоей смерти сделает за тебя то, чего ты сам не сделал? Такой ли ты отец и такова ли твоя страна, чтобы ты мог воспитать хорошего ребенка?
Ты хочешь, чтобы он прокормил тебя в старости? Пустая вера. Да доживешь ли ты до старости? А если доживешь, то будет ли твой ребенок хорошим и способным тебя прокормить? Если у тебя будет скот, то кто тебя не прокормит? Если у тебя не будет скота, то чем тебя будет кормить сын? А сможет ли твой сын сам умножить стада — это темно и недостоверно. Хорошо. Даст тебе Бог ребенка, но сумеешь ли ты его воспитать? Нет, не сумеешь, и будешь ты отвечать не только за свои грехи, а станешь соучастником грехов своего ребенка. Подумай о том, правильно ли ты сам относишься к вещам, — и твое беспокойство уменьшится. Ты начинаешь обманывать своего сына с раннего детства, суля ему то одно, то другое. И забавляешься тем, что обманул ребенка. Но если твой сын станет обманщиком или лгуном, то, спрашиваю я тебя, кто его научил?
Потом ты научишь его ругать других, а сам будешь защищать его и прощать его озорство и этим окончательно испортишь ребенка. Потом ты отдашь его в ученье и наймешь самого дешевого муллу, думая, что хватит с твоего сына уменья читать и писать. Сам ты учишь сына хитрости, говоришь, что вот такой-то мальчик за глаза его ругает. Вот и все твое воспитание. И почему ты после такого воспитания ждешь добра от своего ребенка? Еще ты молишься о богатстве, но для чего тебе эта молитва? Вот Бог дал тебе силу, достаточную, чтобы ты трудился. Но ты не работаешь. Бог дал науку, но ты не учишься. Бог дал тебе разум, но ты его растерял. Ты бы стал богатым, если бы трудился без лени, терпеливо искал и благоразумно работал. Но тебе не этого нужно: ты хочешь получить богатство угрозами, обманом, попрошайничеством. Вот чего ты хочешь. Ты враждуешь с людьми, теряешь доброе имя, выпрашиваешь подачки. Ну вот, хорошо, ты пришел наконец к цели, приобрел скот. Но сумеешь ли ты воспользоваться богатством и получить знания? Нет, ты и сам не смог познать. Значит, ничего не узнает и твой ребенок. Без науки же нет благ ни на том, ни на этом свете.
Молитва, пост, паломничество в Мекку, совершенные без знания, не есть настоящее благочестие. Я не видел ни одного казаха, который, разбогатев по-волчьи, жил бы после этого по-человечески. Нет, люди по-волчьи богатеют и по-собачьи разоряются. И три сокровища остаются у них: мука, горе и злоба. Богатый умеет только хвастаться, что он богат, разорившись, он хвастается тем, что был богатым, и нищенствует вволю.
«Культура русских — ключ к жизни»
Обучать детей хорошо, но для начала их надо обучать родному языку, грамоте и самым обыкновенным знаниям. Для арабского и фарсидского языков надо иметь богатство. Как голодный человек сохранит разум и прилежание для того, чтобы постичь многие науки? Скудость достатка, раздоры между родичами толкают людей на плутни, на насилия, на воровство. Работай, умножай свой скот, умножай знание и мастерство. Тому, чему сам научишься, обучай и своего сына. Расти знания. Главное — научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство — все это у русских. Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру.
Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза. Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным и не будет жить позорно. Надеяться на то, что проживешь только хитростью, — значит быть жертвой невежества. Невежественный человек способен продать отца, мать, всех родных и близких первому русскому чиновнику, который похлопает его по плечу. Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче.
Однако в настоящее время люди, обучающие своих детей по-русски, норовят при помощи русского языка поживиться за счет других казахов. Не имей такого намерения. Узнавай у русских доброе, узнавай, как работать и добывать честным трудом средства к жизни. Если ты этого достигнешь, то научишь свой народ и защитишь его от угнетения. Если мы узнаем столько, сколько знают другие, то станем сильными и равноправными. Правда, до сих пор из среды казахских детей, узнавших русский язык, не выросло еще выдающегося человека. Это потому, что этих детей портят родственники, родители и близкие люди. Но и сейчас они лучше необученных.
В русскую школу отдают детей нехотя, как на позор или в неволю. Отдают одни бедняки с горя. Как же детям вырасти при таком отношении к науке хорошими людьми? Иногда казахи, поссорившись со своим родом, желая досадить ему, говорят: «Чем терпеть мне такое унижение среди своих, не лучше ли сдать сына в солдаты, а самому отрастить волосы, приняв облик и обычаи чужого народа?» Нехорошо бросать свой народ. Далеко ли уйдут, научатся ли добру дети тех казахов, которые произносят такие постыдные слова? Станут они учиться как-нибудь, будут в одно ухо впускать слово, в другое — выпускать. Вот почему нет детей, которые бы занимались напористо, даже когда их учат бесплатно. Говорю тебе правду: не торопись женить сына, обучай его русской науке, хотя бы пришлось тебе для этого заложить все свое имущество. Если хочешь, чтобы сын твой стал человеком, учи его — и сделаешь тем благо ему и своему народу.
О ложной мудрости
Есть хорошие казахские пословицы, но есть и такие, которые ниже не только божеской, но и человеческой справедливости. Например, говорят: «Если ты беден, то будь бессовестен», «Если ты потерял совесть, то пусть будет проклята твоя жизнь!». Разве можно сказать, что бедный человек должен быть бессовестным? Ведь то, что человек зарабатывает себе на жизнь трудом, это не постыдное дело. Наоборот, то, что человек трудится, а не попрошайничает и не сидит сложа руки, это его возвышает. Другие пословицы говорят: «Если поджигать с умением, то и снег загорится», «Если умело попросить, то нет ничего, чего бы ни отдали». Это неразумное слово достойно божеской кары. Чем проводить жизнь в унижении и искать способов «зажигать снег», надо искать богатства либо у земли, либо от работы своей. Есть пословица: «Если безвестен, то подожги поле». Но какая польза от славы поджигателя?
Говорят также: «Чем сто дней быть мерином, лучше один день быть жеребцом». Но к чему такое однодневное счастье одержимого, одурманенного страстью животного? Есть пословица: «Увидав золото, покинет путь истинный даже ангел». Да покарает вас за эти слова ангел. К чему ему золото? Еще говорят, оправдывая алчность: «Богатство слаще отца и матери». Нет правды и в другой пословице: «Душа слаще золотого дома». Что сладкого может быть в душе негодяя, который меняет родителей на богатство? Разве небессовестно собираться продать своих родителей? Они мучились, приобретали, думали, что все нажитое достанется детям. Если ты готов продать родителей за богатство, то разве ты не враг всего живого? Нужно быть осторожным, повторяя пословицы, созданные невежеством.
Читайте также: Поправки Путина в Конституцию раскрыли его «тайный план»