Предложения за подписью господина Путина к принятому Госдумой в первом чтении в конце января президентскому же законопроекту изложены на 24 страницах. Их можно условно разделить на четыре части.
Первая — «ценностная». Разного рода практические и метафизические пожелания православной церкви, представителей общественности, политиков, деятелей культуры, многие из которых одно время хотели прописать в преамбуле к Основному закону, оказались в итоге в главе 3 Конституции под названием «Федеративное устройство». Принятый в первом чтении документ предлагал поправить 5 статей из этой главы — теперь же, с учетом поправок, более-менее радикально изменятся 9.
И это не считая трех совершенно новых статей! Одна из них, под номером 67.1, например, объявляет Россию правопреемником СССР. Здесь же мы видим и Бога — вот в такой формулировке: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». Вообще-то предки передали россиянам далеко не всегда совпадающие идеалы, не говоря уж о вере или ее отсутствии (есть и атеисты, и буддисты, и язычники-многобожники в нашей стране, куда деваться), но президента это не смущает.
Здесь же говорится о том, что РФ чтит память защитников Отечества, «умаление значения подвига» которых не допускается, и «обеспечивает защиту исторической правды». И — про детей, которые, оказывается, «важнейшее достояние» не родителей и родственников, а Российской Федерации.
Еще одна ценностная установка попадет в другую статью Основного закона — ту, где перечислены предметы совместного ведения федерального центра и субъектов РФ. Теперь и центр, и регионы должны будут дружно обеспечивать «защиту института брака как союза мужчины и женщины». Интересно, защиту от кого: и без записи в Конституции представить себе в обозримом будущем принятие в России закона, легализующего однополые браки, невозможно.
Вторая часть поправок — так называемые социальные, про все хорошее вроде «обеспечения оказания доступной и качественной медпомощи». Индексацию заработной платы, о которой было заговорили, президент решил в Основной закон не включать. Что касается индексации пенсий — формула, закрепленная в принятом в первом чтении законопроекте, претерпела некоторые изменения. Вместо «регулярной индексации пенсий в порядке, установленном федеральным законом» пропишут «индексацию пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом». Конечно, не реже раза в год лучше, чем неопределенное «регулярно», которое может означать и раз в два-три года. Но индексации пенсий работающим пенсионерам эта формулировка не обещает. И привязку индексации к уровню инфляции — тоже. С одной стороны, это хорошо, потому что на время пенсионной реформы власти обязались индексировать пенсии неработающим пенсионерам выше уровня инфляции, но с другой — потом эта же формулировка не помешает индексировать пенсии ниже уровня ежегодной инфляции, как уже бывало в годы кризисов.
Третья часть президентских поправок — странная. Многие из них, причем в тех же формулировках, уже были внесены от имени депутатов и сенаторов, членов рабочей группы и одобрены профильным думским Комитетом по госстроительству и законодательству. Но теперь их автором вдруг решил стать глава государства. Большинство из этих поправок мало что меняет, потому что предлагаемое и так прописано в действующих законах.
Взять хотя бы разные ограничения, налагаемые на президента, членов правительства, губернаторов, прокуроров, уполномоченных по правам человека, депутатов, сенаторов (от названия «член Совета Федерации» отказались вовсе — теперь в верхней палате парламента будут заседать исключительно сенаторы). Всем им нельзя будет владеть счетами и активами в иностранных государствах. Вы спросите: а что, сейчас можно? Нет, давно уже нельзя…
И наконец, четвертая часть поправок главы государства описывает, каким образом они будут вступать в силу. Принятый Госдумой, одобренный Советом Федерации и двумя третями региональных заксобраний текст президент направит в Конституционный суд, который должен в течение недели дать заключение о соответствии предложенных изменений тем главам Конституции, которые нельзя править без созыва Конституционного собрания (первой, второй и девятой). Заодно КС придется оценить на предмет конституционности и предполагаемое этим же законом общероссийское голосование. Если судьи (страшно представить!) решат, что принятый закон — неконституционен, то общероссийское голосование не проводится. А если сочтут, что все в порядке, — пройдет, как известно, 22 апреля. Если россияне скажут «да» в ходе общероссийского голосования, сразу после объявления его итогов поправки в Конституцию вступают в силу. Одобрение народа будет считаться полученным, если «за» проголосует больше половины принявших участие в голосовании, даже если таковых будет пара десятков человек. Если «за» проголосует меньше половины явившихся — поправки в силу не вступят.
Если все пойдет по замыслу Кремля, новации станут действующими нормами Конституции уже к концу апреля. Единственное исключение — поправки, касающиеся предельной численности судей Конституционного суда (вместо максимум 19 их будет максимум 11, сейчас по факту — 15). Президент предложил разрешить нынешним судьям доработать до достижения ими предельного возраста пребывания в должности, то есть до 70 лет. На председателя КС ограничение по возрасту не распространяется.
3 марта думский Комитет по госстроительству и законодательству одобрил часть поправок президента (те, что к главе 3 Основного закона «Федеративное устройство») — одновременно с некоторыми другими, внесенными от имени депутатов и сенаторов. В соответствии с непрезидентскими поправками в России появится невиданный доселе административно-территориальный зверь: «федеральные территории», где власть будет организована по-особому. Как именно — узнаем потом, когда примут соответствующие федеральные законы.
Второе чтение законопроекта о поправках в Конституцию намечено на 10 марта.