Подводные рекордсмены
Безусловные лидеры по цене — атомные подводные ракетоносцы. Подлодки различаются по назначению.
Стратегические носители ядерного оружия проекта 955 «Борей-А» — это наш морской ракетно-ядерный щит. Они входят в состав Стратегических ядерных сил сдерживания. Их главная цель — скрытно дежурить в глубинах Мирового океана и быть в постоянной готовности к ответному ракетно-ядерному удару. Причем к такому, чтобы нанести ущерб, неприемлемый для потенциального агрессора. Ну, например, стереть в порошок несколько городов размером с Нью-Йорк. Такая возможность возмездия должна угомонить любого потенциального агрессора. Для этого на каждом из «Бореев» размещено по 16 ядерных межконтинентальных баллистических ракет «Булава».
Второй тип подводных ракетоносцев — многоцелевые атомные подлодки проекта 885М «Ясень-М». Их предназначение иное: они должны «пасти» и держать на удалении авианосные ударные группировки ВМС США, если они опасно приближаются к нашим берегам. Не зря эти субмарины называют «убийцами авианосцев». Вооружены «Ясени» противокорабельными ракетами «Оникс» с дальностью в сотни километров, а также торпедами. В перспективе смогут нести крылатые дозвуковые ракеты большой дальности «Калибр» и гиперзвуковые «Цирконы».
По цене «Бореи» и «Ясени» вполне сопоставимы. Так, способный до 90 суток находиться в автономном плавании с командой из 107 человек «Борей», по оценке экспертов, стоит свыше 20 млрд рублей. Стоимость одной ракеты «Булава» — под миллиард.
Стоимость головной подлодки проекта 885 «Ясень» — свыше 40 млрд рублей. Следующие подлодки этого проекта, обещают судостроители, будут дешевле.
Кстати, американцы, сравнивая наши подлодки со своими, называют другие ценовые параметры. Так, они считают, что цена «Ясеня-М» — порядка $1,6 млрд, то есть около 100 млрд рублей. Американский аналог — вооруженные ракетами «Томагавк» подлодки проекта Virginia («Вирджиния») — стоят почти в два раза дороже: примерно по $3 млрд за штуку, то есть под 200 млрд рублей.
Ожидается, что ВМФ России получит 14 «Бореев» и восемь «Ясеней», которые очень сложно обнаружить в Мировом океане. Это позволит приблизиться к искомому паритету с подводным флотом США.
Космические цены
Космический сегмент обороны тоже обходится недешево. Но тут сильно отставать нельзя. И президент США Дональд Трамп, и руководители Пентагона не раз уже заявляли, что в войнах будущего, о которых они, очевидно, мечтают, все станет решать превосходство в космосе.
Пока в этой сфере американцы сильно впереди. Достаточно вспомнить, что из примерно 2000 спутников на орбите почти половина — космические аппараты США, в том числе гораздо больше сотни — военного назначения: спутники-шпионы, связные, экспериментальные… У России всех спутников военного, двойного и гражданского назначения в общей сложности порядка 150. Негусто для государства, показавшего другим путь в космос.
Спутники — удовольствие дорогое. Цена некоторых иностранных монстров массой в несколько тонн превышает $1 млрд, то есть 60–70 млрд рублей и выше. Для сравнения: наш Крымский мост обошелся бюджету в 230 млрд рублей.
Сборка таких аппаратов занимает несколько лет. Но сверхдорогие мощные телекоммуникационные спутники на геостационарной орбите за 15–20 лет службы не только отбивают все затраты, но и приносят владельцам солидный доход. Больше всего таких спутников у Люксембурга — примерно 50. А у России — около десятка.
Основные наши космические аппараты не такие дорогие. К примеру, спутники нового поколения «ГЛОНАСС-К» всем известной глобальной навигационной системы ГЛОНАСС (она, кстати, считается системой военно-гражданского назначения) со сроком службы на орбите порядка 10 лет стоят примерно 2–3 млрд рублей за один аппарат. В орбитальной группировке нашей навигационной системы — до 30 спутников. Легко посчитать, во сколько обходится поддержание необходимого количества спутников в этой нужной системе. Нужной в том числе и для обороны, поскольку именно ГЛОНАСС, так же, как GPS в США, обеспечивают наведение высокоточных ракет.
Мощные спутники связи обходятся дороже. Так, гражданские телекоммуникационные аппараты «Экспресс-80» или «Экспресс-103» оцениваются примерно в 10 млрд рублей каждый. Ясно, что военные аппараты связи, призванные дать Вооруженным силам надежную и защищенную связь, по определению не могут быть дешевле.
Чтобы спутник оказался на нужной орбите, его необходимо туда запустить с помощью ракет-носителей. Например, «Союзом-2» или «Протоном-М». Стоимость одной ракеты «Союз» — порядка $60–70 млн, то есть примерно 5 млрд рублей. Тяжелый «Протон-М» стоит немного дороже.
Титановый красавец
Пожалуй, самый дорогой самолет в нашей военной авиации — стратегический ракетоносец Ту-160М2. Его производство ускоренно возрождается на Казанском авиазаводе. Первая модификация Ту-160 — одно из последних детищ советского авиапрома. Первый полет совершил 18 декабря 1981 года.
До развала Союза успели построить более 20 таких самолетов. Сегодня в составе дальней авиации — 16 Ту-160, часть из которых прошла глубокую модернизацию. Поскольку 275-тонный (с полной заправкой и боезапасом) сверхзвуковой ракетоносец до сих пор остается непревзойденным шедевром конструкторской мысли, решено возродить его производство. Несмотря на то что за прошедшие после выпуска последних машин десятилетия были утрачены некоторые производственные технологии — например, технология титановой сварки. Пришлось вспомнить хорошо забытое старое.
По некоторым оценкам, стоимость одного возрожденного Ту-160М2 может превысить 15 млрд рублей. Сходный с ним американский самолет В-1В Lancer («Улан») стоит дороже — примерно $300 млн, или 20 млрд рублей.
Предназначение подобных самолетов — быстрая доставка ядерных ракет к целям в глубине обороны противника. Для этого наш Ту-160 несет в фюзеляже 12 крылатых ракет большой дальности. Общая масса боевой нагрузки — 45 тонн. По этому показателю ему нет равных. Может без дозаправки пролететь 12 тысяч километров.
ВКС собираются закупить несколько десятков кардинально обновленных ракетоносцев в варианте Ту-160М2.
«Ярс», «Сармат» — хранители мира
Основу ударной мощи Ракетных войск стратегического назначения — главного компонента Стратегических ядерных сил сдерживания — в скором времени составят мобильные ракетные комплексы «Ярс» и сверхмощные, тяжелые ракеты «Сармат».
На «Ярсы», созданные на базе стратегических ракетных комплексов РС-12М2 «Тополь-М», активно перевооружаются ракетные полки РВСН. «Ярсами» оснащены до десяти ракетных полков.
По оценке экспертов, стоимость одного подвижного грунтового ракетного комплекса с 47-тонной твердотопливной ракетой — порядка двух миллиардов рублей. С одной стороны, не так много для ядерного щита. С другой — надо учитывать, что в одном ракетном полку — с десяток «Ярсов». В ракетной дивизии полков тоже не три и даже не пять. А у нас в составе РВСН — пять дивизий.
РС-24 «Ярс» способен доставить ядерные боезаряды на дальность в 11–12 тысяч километров. Боеголовка массой 1,3 тонны состоит из 3–4 боевых блоков, каждый зарядом мощностью до 300 килотонн в тротиловом эквиваленте.
Но для стратегического сдерживания одного «Ярса» мало. Нужен еще тяжеловес, который сможет достойно заменить стареющие 200-тонные жидкостные тяжелые ракеты РС-20В «Воевода».
РС-20 — ракета, страшная для противника. Несет 10 боезарядов мегатонного класса. Не зря на Западе ее прозвали «Сатана». Спроектированы РС-20 были в советское время, в украинском КБ «Южное», и строились в Днепропетровске на заводе «Южмаш». Отношения с Украиной у нас теперь известно какие. Потому решено создать российскую ракету не хуже.
Ракета «Сармат», о которой в позапрошлом году рассказал Путин, в завершающей стадии разработки. Ее создает Ракетный центр имени Макеева. Строиться будет в Красноярске, на «Красмаше». Дальность стрельбы — 18 тысяч километров. Масса — 208 тонн. Боеголовка с разделяющимися зарядами — приблизительно десять тонн.
Пока идет разработка, говорить о цене серийного изделия не приходится. Но эксперты полагают, что тяжелая ракета будет значительно дороже легкого «Ярса».
Почем пятое поколение?
Среди авиационных военных новинок, которые еще не пошли в широкую серию, — истребитель 5-го поколения Су-57. Пока Россия в этом поколении боевой авиации — в роли догоняющих. В США, например, давно серийно выпускаются F-22 и F-35.
При всех достоинствах новых машин, например малозаметности, уровню «интеллекта», эти самолеты обладают одним существенным недостатком: они очень дорогие. Например, цена F-35 в 2016 году составляла $160 млн, то есть под 10 миллиардов рублей. Сейчас производителям удалось снизить себестоимость. Так, по данным Lockheed Martin, цена F-35A — $89,2 млн. Корабельная версия F-35B стоит дороже — $115,5 млн.
Что касается нашего Су-57, первую партию которых заказали ВКС, то, по оценке экспертов, стоимость одного самолета будет ниже, чем F-35, — от 2 до 3 млрд рублей.
Броня крепка
На фоне ракетных, космических и авиационных цен бронетехника кажется вполне себе бюджетным вариантом. Хотя, конечно, любая бронемашина стоит дороже автомобиля премиум-класса.
К примеру, новейший танк «Армата», который тоже пока в широкую серию не пошел, оценивается экспертами примерно в 500 млн рублей. Ожидается, при массовом производстве издержки и, соответственно, цена будут ниже. Говорят, например, о 250 млн рублей.
Стоимость его предшественника — танка Т-90 — примерно $3,5 млн, то есть под 200 млн рублей. Американец «Абрамс» стоит порядка $6 млн.
Ожидается, что Российская армия купит на первом этапе порядка сотни «Армат». Хотя изначально речь шла о приобретении нескольких тысяч новых танков.