После вмешательства армии Турции в сирийский конфликт на стороне боевиков ряд местных политиков и журналистов стали требовать от властей страны пересмотреть свои отношения с Россией. Эти призывы прозвучали на фоне потерь, которые турецкая армия понесла в сирийском конфликте в результате действий сирийских ВВС. На этом же фоне появилась публикация американского агентства Bloomberg о том, что Турция намерена закупить американские системы ПВО Patriot, которые будут задействованы против возможной «угрозы» турецким войскам в Сирии. В том числе — от российских ВКС. После того как эти сообщения были опровергнуты турецкими властями, в СМИ и блогосфере запустили версию о том, что Турция задействует в Сирии полученные из России зенитные системы С-400.
Однако, как отметил в разговоре с «МК» военный эксперт Олег Желтоножко, этот сценарий событий маловероятен:
— Турецкая пресса, в общем-то, не отличается сильно взвешенными и рациональными суждениями. Весь этот эмоциональный накал последнего времени можно рассматривать скорее как пропагандистский инструмент, который не имеет под собой прочной базы. Россия в сирийском конфликте выступает скорее посредником в диалоге между Турцией и Сирией, которые на самом деле не настроены на открытый конфликт. На другой стороне диалога — для Турции — тяжелая кровопролитная война с армией Сирии.
По мнению эксперта, использование Турцией С-400 против российской стороны или даже ВВС Сирии невозможно еще и вследствие ряда технических аспектов.
Есть ряд факторов, которые делают любое применение этих систем против наших сил крайне маловероятным. Когда Турция закупала С-400, речь шла о том, что они будут защищать небо над определенным районом. Конкретно — С-400 должны быть размещены в окрестностях турецкой столицы Анкары. То есть для их использования в Сирии системы бы пришлось отводить от столицы. Это во-первых.
Во-вторых, сейчас система еще не достигла операционной готовности. По заявлениям министерства обороны Турции, комплексы будут введены в оперативную готовность только в апреле. Однако даже после этого будет продолжаться подготовка экипажей, отлаживание механизма действия С-400 в системе турецких ПВО. То есть реально принимать участие в боевых действиях, добавил эксперт.
Однако главной причиной, почему открытый конфликт остается пока маловероятным, эксперт считает интересы обеих сторон, которые лежат вне военной повестки дня.
— Главное, что существует постоянный контакт между сторонами. И позиция России здесь — сдерживание воюющих сторон. Эта позиция работает. Уже несколько раз по ходу сирийского конфликта бывали конфликтные ситуации, из которых удавалось выходить. Российская сторона демонстрирует, что возможность сглаживания и снижения опасности столкновения есть. На уровне достаточно ответственных турецких деятелей периодически также звучат заявления, которые можно считать примирительными в каком-то смысле. Ведь опасности такого большого столкновения осознают и турки. Так что вариант, который здесь устроит и Россию, и Турцию, — спокойное урегулирование ситуации с учетом интересов всех вовлеченных сторон, — резюмировал Олег Желтоножко.