Предварительное голосование у демократов близится к своей кульминации: меньше двух недель осталось до «супервторника». В этот день, 3 марта, проголосуют самые большие и влиятельные штаты: Калифорния и Техас. На этом фоне те голоса выборщиков, которые сейчас распределяют небольшие штаты, вроде Айовы, Нью-Гэмпшира и Невады, кажутся каплей в море. Однако именно эти «капли» могут оказаться определяющими: от результатов ранних праймериз будет зависеть настрой людей в больших штатах.
Берни Сандерс – единственный политик в Демократической партии за долгие годы, который смог выиграть простое большинство во всех трех штатах, где проводились первые праймериза. Но эти победы были разными по своей сути. В Айове до сих пор идут пересчеты, потому что результаты Берни Сандерса и его ближайшего преследователя Пита Буттиджича различаются всего на 0,012%. В Нью-Гэмпшире, где социалисту пророчили яркую победу, он опять показал близкие результаты с Буттиджичем и получил равное количество делегатов. И только в Неваде он одержал яркую победу, набрав почти 50% голосов.
Подсчеты пока идут, но уже сейчас очевидно, что подавляющее большинство голосов выборщиков от этого штата получит Берни Сандерс. Еще на хоть какое-то представительство может рассчитывать Джо Байден, у которого на данный момент 19% поддержки, и Пит Буттиджич, набравший 15%. Но в любом случае понятно, что на фоне победы Сандерса их результаты будут весьма скромными.
Для сенатора от Вермонта эта победа не просто знаковая, она может стать ключевой во всей гонке. И причина этому – население Невады. Этот штат считается южным, и там проживает высокий процент латиноамериканцев, которые обычно склонны голосовать за умеренно-левых кандидатов. Именно поэтому долгое время фаворитом в этом штате считался Байден, и лишь неутешительные выступления в Айове и Нью-Гэмпшире отодвинули его на второе место. А вот от Сандерса если и ожидали хорошего выступления на фоне взлета его популярности, то явно не думали, что он найдет такой хороший контакт с латиноамериканским населением. В результате именно голоса испаноязычных демократов гарантировали Сандерсу такой комфортный отрыв, и это очень хорошая тенденция для социалиста. Впереди важнейшие праймериз в Техасе и Калифорнии, где очень большой процент латиноамериканцев. Если их голоса уйдут Берни Сандерсу, гонка де-факто может закончиться уже в марте.
Впрочем, не только Сандерс может записать себе это голосование в актив. Джо Байден хоть и ощутимо просел в опросах по сравнению с данными на начало года, все же смог выступить вполне приемлемо. Для него гораздо важнее сейчас даже не победить Сандерса, а стать главным из его преследователей. Ни для кого в Америке не секрет, что боссы Демократической партии ищут того кандидата, который был мог победить радикала Сандерса. Долгое время они делали ставку на Байдена, однако после провала в Айове и неудачи в Нью-Гэмпшире позиции экс-вице-президента серьезно пошатнулись. Многие вообще стали сомневаться в его способности вести за собой партию. Место главного кандидата от умеренного крыла занял Буттиджич, и Байдену надо было что-то делать. Он смог набрать больше голосов, чем «мэр Пит», а впереди на очереди праймериз в Южной Каролине, где он до сих пор лидирует в опросах. У Джо Байдена появился шанс вернуться в игру перед «супервторником», возможно, для него гонка еще не закончена, как казалось после Айовы и Нью-Гэмпшира.
А что же сам Буттиджич? Он тоже может быть вполне доволен исходом гонки в Неваде. Это изначально был тот штат, где позиции кандидата были предельно слабы. Так что тот факт, что он смог уверенно обойти Элизабет Уоррен и Эми Клобушар должен вызывать у него радость. Открытый гей Буттиджич не особо популярен в южных штатах. Пит Буттиджич не популярен среди латиноамериканцев и совсем низко находится в рейтингах у афроамериканцев. Поэтому у него была задача «выстрелить» во время праймериз в северных, преимущественно «белых» штатах. Это ему удалось в полной мере, и теперь он сразу работает на яркое выступление в Техасе и Калифорнии, не особо вкладываясь в Неваду и Южную Каролину. На этом фоне тот факт, что он там занимает хорошие позиции и получает делегатов, должен вызывать у него оптимизм.
А вот среди неудачников можно выделить сразу троих кандидатов. Причем только один из них провалился капитально. Это миллиардер Том Стейер. Он никогда не пользовался большой популярностью, но при этом именно он попытался резко поднять себе рейтинги в Неваде и Южной Каролине. Стейер потратил на рекламу 11 миллионов долларов, это в 10 раз больше, чем любой другой кандидат, и при этом набрал смешные 4% голосов, уступив вообще всем хоть сколь-нибудь серьезным кандидатам. У него впереди Южная Каролина, и если через неделю эта ситуация повторится, Стейер, скорее всего, объявит о выходе из гонки. А ведь он потратил $243 млн из своего кармана – это второй результат за всю историю Штатов!
Элизабет Уоррен и Эми Клобушар тоже не могут занести себе Неваду в актив. Для них ничего страшного не произошло, но проблема в том, что это еще один штат, где они не смогли выстрелить. И с каждым таким посредственным выступлением, все больше возникает вопросов: а способны ли они выстрелить в принципе? На этот ответ сможет дать «супервторник», если они и тогда не покажут уровень, то с высокой вероятностью, их можно вычеркивать из числа претендентов на Белый дом.
В целом праймериз в Неваде прошли ярче, чем от них ожидалось. Фактически, именно они стали серьезной заявкой Берни Сандерса на то, чтобы решить вопрос с выдвижением от партии в ближайшие сроки. Однако можно быть уверенными, что в Демократической партии США найдутся силы, желающие помешать этому. А вот получится у них или нет – покажет только время.
Читайте также: "Россией по Блумбергу: в предвыборной гонке США «русская карта» снова в ходу"