Неделю назад думский Комитет по госстроительству и законодательству одобрил первый согласованный рабочей группой и Кремлем пакет поправок — он касался судов и прокуратуры. Во второй порции поправок, подписанных депутатами и сенаторами, говорится о Федеральном собрании — Госдуме и Совете Федерации.
Больше всего изменений ждет Совет Федерации, члены которого теперь официально при желании смогут называться так, как их давно уже называют неофициально: сенаторами. «Сенатор - это кто такой? Зачем?», - недоумевал на заседании комитета вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев (ЛДПР). Внятного ответа он не услышал.
Сейчас СФ — палата регионов, в нее входят по два представителя каждого субъекта РФ (по одному от местного парламента и главы исполнительной власти). А с 2014 года у Владимира Путина есть право назначить еще и своих представителей — не более 10% от «нормального» состава палаты, 17 человек максимум (регионов в России 85). Если число регионов увеличится или сократится, соответственно уменьшается или увеличивается и президентская квота.
Но до сих пор ни одного «президентского» сенатора не появилось, а поправки к поправкам существенно перекраивают правила формирования СФ: представителей РФ, назначаемых главой государства, будет «не более 30», как бы не менялось число входящих в состав России регионов. Из них до 7 человек смогут стать пожизненными сенаторами, остальным срок полномочий определен в 6 лет. Поправка велит назначать «пожизненных» из числа граждан, «имеющих выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности», и в данной формулировке — простор для фантазии.
«Почему именно до 30 человек увеличивается президентская квота?» — спросил г-н Лебедев. По его словам, президент, объявляя конституционную реформу, ничего не говорил о порядке формирования СФ, и в первом чтении ничего подобного не предусматривалось. Членов комитета интересовало также, зачем нужны пожизненные сенаторы. Но тайну числа «30» ни г-н Крашенинников, ни присутствовавшая на заседании сенатор и член рабочей группы Светлана Горячева не открыли. А про пожизненных членов СФ г-жа Горячева сказала лишь, что «может быть, это будут люди, которые наконец смогут сказать горькую правду президенту, которую не может сказать уже никто, потому что будут независимыми»!
Присутствующие понимающе заулыбались.
Из текста поправок следует, что сверх президентской квоты в СФ сможет пожизненно заседать и каждый «президент РФ, прекративший свои полномочия» либо в срок, либо добровольно уйдя в отставку — если захочет, конечно. Пока у нас лишь один потенциальный соискатель почетного кресла: Дмитрий Медведев.
Так что в общем и целом сенаторов, содержащихся за счет государства, в перспективе мы можем получить уже не 170, а 200. А бывшим президентам и так неплохой набор казенных льгот положен.
Голоса президентских сенаторов и сенаторов-экс-президентов, регионы не представляющих, будут учитываться при подведении результатов голосования наравне с голосами сенаторов-представителей регионов. Увесистый пакет «акций» в верхней палате парламента, которая решает вопросы войны и мира и имеет право вето на принимаемые Думой законы, в потенциально возможных в будущем критических ситуациях получит глава государства…
Мы уже знаем, что Совет Федерации потерял право утверждать Генпрокурора — его, как и других статусных прокуроров, станет назначать президент после консультаций с сенаторами. Как будут выглядеть эти самые консультации — непонятно, но в любом случае их результат президента ни к чему не обязывает.
А чтобы сенаторам было не очень обидно, решено «пощипать» Госдуму: верхняя, а не нижняя палата парламента получит право утверждать главу Счетной палаты и половину аудиторов, а к Госдуме перейдет от СФ право утверждать заместителя главы Счетной палаты и другую половину аудиторов. Кандидатов на эти должности вносит, конечно же, президент РФ.
Это «сделано для баланса, с учетом того, что Дума все же будет утверждать главу правительства и часть министров», — пояснил г-н Крашенинников. «Ну нет никаких дополнительных полномочий у Госдумы и никакого баланса! Налицо усиление роли президентской вертикали и Совета Федерации и уменьшение роли Госдумы!» — заявил Сергей Иванов (ЛДПР)… Комментировать его слова никто не стал.
На конституционный уровень переносится и ежегодный отчет правительства перед Госдумой, и ежегодный отчет Генпрокурора перед Советом Федерации: сейчас это происходит по закону. «Наверх» поднимается и норма действующего с 2005 года закона «О парламентском контроле», разрешающая парламенту этот контроль осуществлять. «На уровне закона это не работает, может, на конституционном будет», — пояснил один из авторов поправки Юрий Афонин (КПРФ).
Присутствующие опять понимающе заулыбались.
А еще в Конституции решено прописать и подзабытое уже многими требование принятого в 2001 году Закона «О гарантиях президенту, прекратившему исполнение своих полномочий»: там говорится, что Госдума, а потом и Совет Федерации по представлению Следственного комитета могут дать согласие на лишение неприкосновенности экс-главы государства, совершившего тяжкое преступление в то время, когда он главой государства был.
Читайте также: Выяснилась причина спешки с правкой Конституции: число изменений растет