В Древнем Риме была великая мудрость: «Хочешь мира — готовься к войне». Соединенные Штаты часто обвиняют в том, что они очень сильно напоминают Римскую республику, как в политической системе, так и в сложившемся разделении на элиту и остальное население. Также Америка ведет себя и во внешней политике, подобно Риму стараясь влиять на весь обитаемый мир. Она несет американские ценности на крыльях своих самолетов, как легионы несли античную культуру на остриях своих пилумов.
Не будем вдаваться в оценку влияния Рима, принесло оно в конечном счете покоренным территориям рабство и разорение или, наоборот, приобщило к общей романской культуре, на почве которой затем выросли Франция, Испания и Италия. Также и американцы для кого-то это жестокие захватчики, на чьих руках кровь мирного населения, для других — отважные освободители. Навязывать какую-то точку зрения неправильно, каждый имеет право на свою позицию. Но интересно посмотреть, как американское государство увеличивает расходы на армию и зачем оно это делает: тем более перед выборами, которые должны решить судьбу страны на ближайшие 4 года.
Американские расходы сейчас едва ли не выше, чем когда бы то ни было в истории, единственные два временных периода, когда траты на оборону США превосходили нынешние: период с 1942 по 1945 года (что весьма логично!) и в нулевых, когда траты Джорджа Буша-младшего на поддержку безопасности по миру стали превышать все мыслимые пределы. При президенте Обаме начались сокращения военного бюджета, и эта тенденция казалась логичной, особенно на фоне того, что Барак Обама казался президентом-миротворцем и даже получил Нобелевскую премию мира.
Сейчас идет обратная тенденция, и она во многом тоже кажется парадоксальной: Дональд Трамп не выглядит как политик, который разделяет взгляды идейных ястребов вроде Линдси Грэма и Джона Болтона, он наоборот руководствуется принципом «Америка в первую очередь» и старается «положить конец бессмысленным войнам».
По идее расходы на содержание гарнизонов при нем должны сокращаться, ведь так? Да, именно так! И самое интересное, что они действительно уменьшаются: резко упало количество расходов на операции в Сирии, а на базы в Афганистане выделена самая маленькая сумма денег за последние 10 лет. Это стало возможно благодаря значительному сокращению военного контингента — в Афганистане он уменьшился в два раза.
Но надо понимать, что военный бюджет это не только непосредственно содержание армии за рубежом и финансирование военных операций. Да и сдерживание других стран тоже вряд ли можно назвать основной задачей США. На сдерживание России заложено всего 763 миллиона — это 0,1% военного бюджета. Наша страна занимает почетное второе место между Китаем, против которого будет потрачено 1,5 миллиарда долларов и Ираном, который «заслужил» лишь 337 миллионов на противодействие.
Так на что же уйдут все эти огромные миллиарды долларов, которые заложены в бюджет? Наиболее резкий рост будет наблюдаться в двух сферах — расходы Департамента по ядерной безопасности увеличатся на 19%, а Департамент по работе с ветеранами получит дополнительные 13%. Первое направлено на реальную защиту Америки — президент США настаивает на том, что ядерное оружие надежнейший гарант того, что ни одна страна не пожелает напасть на Соединенные Штаты. До этого президент уже повысил расходы на ВВС, проведя там серьезную модернизацию, и согласно проекту бюджета, не собирается ее прекращать.
Огромная значимость Департамента по работе с ветеранами звучит не совсем понятно для российских реалий, но это американская особенность. У них ветеранами считаются люди, отслужившие в опасной обстановке. Это серьезная прослойка электората, которая постоянно пополнялась и продолжает увеличиваться за счет ветеранов Ирака, Сирии и Афганистана. Это электорат, причем он имеет явный крен в сторону Республиканской партии, потому нет ничего удивительного в том, что именно этим категориям президент решил увеличить финансирование прямо перед выборами.
Есть в военном бюджете и не столь затратные, но очень интересные пункты, на которые будут уходить деньги. Во-первых, «большая и прекрасная стена» все еще продолжает строиться на деньги Пентагона, и президент закладывает финансы на ее строительство в военный бюджет заранее. Во-вторых, президент Трамп уже давно загорелся мечтой создать космические войска, и этот проект уже начинает реализацию. На него планируется потратить 3,2 миллиарда долларов: больше, чем на сдерживание всех внешних противников не Земле вместе взятых.
Но, как известно, чтобы купить что-нибудь ненужное, сначала надо продать что-нибудь ненужное. И увеличение финансирования «оборонки» означает урезание каких-то других статей расходов. И под нож в первую очередь попали социальные траты: серьезно уменьшатся расходы на здравоохранение, четверть финансирования потеряет Агентство по защите экологии, да и помощь бедствующим странам также будет срезана почти на 25%. Этот бюджет очень похоже на предвыборное заявление: Трамп удовлетворяет желания и нужды своих сторонников, и делает это за счет средств его идейных врагов. Фактически, это не бюджет, это политическое высказывание. И именно поэтому данный проект вряд ли в таком виде будет принят — демократы контролирующие Палату представителей никогда не пойдут на такое ущемление интересов собственного электората, а в год президентских выборов и подавно.