Праймериз в Айове проводятся одновременно для обеих ключевых партий. Но несмотря на одинаковое время старта, ситуации у республиканцев и у демократов различаются в корне. В Республиканской партии праймериз носят характер долгого предвыборного турне Дональда Трампа, и очередная дата предварительных выборов — всего лишь повод для президента навестить тот или иной штат с мероприятием для своих сторонников. Соперников у миллиардера просто нет, те кандидаты, которые решили ему составить конкуренцию, суммарно вряд ли соберут даже 10% от голосов всех республиканцев, и они даже не во всех штатах зарегистрированы в бюллетенях.
Тем не менее, у Трампа есть две важные задачи в ходе периода праймериз: собрать деньги на кампанию (а этот процесс уже не один месяц идет рекордными темпами) и поддержать уязвимых республиканцев на локальных выборах. Перед самими ноябрьскими выборами на это времени не будет, а в некоторых случаях такая поддержка просто необходима, ведь без нее республиканцу будет сложно удержать свое место или отвоевать кресло демократа. А от результата местных выборов уже будет зависеть состав Конгресса, без одобрения которого президент не может проводить свою политику.
Совсем иная кампания у демократов: там речь и не идет о стратегической поддержке уязвимых кандидатов на локальных выборах. Там самая жесткая борьба разворачивается за право бросить вызов Трампу. На это реально претендуют пять человек. Фаворитом в этой компании долгое время считался Джо Байден, но после скандала с деятельностью на Украине его рейтинги неизменно падали. Сейчас резкий рост популярности наблюдается у крайне левого кандидата Берни Сандерса, и именно он и будет главным конкурентом Байдена. Оставшаяся троица в виде Элизабет Уоррен, Пита Баттиджиджа и Майкла Блумберга надеются «на повороте» обойти двух фаворитов и вырваться вперед.
Праймериз в Айове не самые многочисленные, на них определяется судьба голосов всего 41 делегата (из без малого 4000), но их значение переоценить крайне сложно. Традиционно те политики, которые успешно начинают гонку, побеждая в Айове и/или в Нью-Гемпшире, получают всплеск популярности, что серьезно отражается на ходе всей гонки. Уже долгое время кандидат, проигравший в обоих этих небольших штатах не мог переломить тенденцию и победить на общих праймериз.
Сейчас складывается ситуация, при которой Берни Сандерс может выиграть оба этих штата. Это вызывает тревогу у истеблишмента демпартии, ведь они надеются выставить на выборы более умеренного и «договороспособного» кандидата, каким долгое время представлялся Джо Байден. Однако по последним опросам его популярность в Айове резко падает, и он вообще может не набрать 15% голосов сторонников, которые необходимы, чтобы получить хоть каких-то делегатов. Подобный исход стал бы тотальным триумфом Сандерса и нанес бы огромный удар по позициям истеблишмента демократов.
В любом случае, 3 февраля — ключевая дата. С нее начинается отсчет непосредственно гонки и задается ее курс. Следующим важнейшим событием станет «Супервторник» 3 марта, когда со своими пристрастиями определятся жители сразу 14 штатов, включая крупнейшие Техас и Калифорнию. К тому моменту с демократическим кандидатом все может быть либо предельно понятно, либо наоборот крайне запутано, но курс проложенный в начале февраля еще долго будет прослеживаться во время забега к Белому дому.