–Юрий Федорович, хватит пяти самолетов, чтобы разом забрать всех наших граждан из КНР?
–Смотря по тому, какие самолеты. Если готовятся к вылету Ту-134, то пяти бортов маловато. Если Ан-24, то они тоже не особо для этого годятся. Это самолет небольшой, летает недалеко. К тому же у него кабина пилотов не отделена от пространства, в котором могут находится пассажиры. В условиях возможного заражения вирусом, это опасно. А вот, если это будут тяжелые Ил-76, то вполне хватит трех, а то и двух самолетов. Впрочем, просто отправить самолеты недостаточно – они должны быть специальным образом подготовлены.
–А именно?
–Самолеты надо обеспечить медикаментами, аптечками и необходимым медицинским оборудованием.
–Экипаж должен быть специально защищен?
–Разумеется. Первое, он должен быть изолирован. Никаких контактов даже со здоровыми людьми! Второе - экипаж должен иметь все средства индивидуальной защиты: маски, бахилы, может быть, даже респираторы и защитные костюмы. И не только для экипажа, а для всех, кто находится на борту такого эвакуационного самолета. Естественно, санитарная обработка летной команды до вылета и сразу после.
–Летчиков, которые отправляют для эвакуации, как-то отбирают, готовят к такому специфическому полету?
–Нет, как правило, это обычные военные летчики, летающие на транспортных самолетах. Тот же военный пассажирский борт Ту-134 регулярно совершает рейсы в Сирию. Это специальный отряд, так называемый «сотый», который несет службу в Чкаловском (военный аэродром в Подмосковье. - «МК»). Я знаю, они готовы практически ко всему. Но самое главное, повторюсь, у них должны быть все средства защиты, которые не допустят даже намека на заражение коронавирусом. Без этого на такую миссию лететь нельзя категорически!
–За вашими плечами опыт службы в Афганистане, там тоже бывали вспышки заболеваний: дизентерия, гепатиты и даже брюшной тиф. А как тогда эвакуировали заболевших?
–Тогда такого масштаба не было. Были лишь единичные случаи. И больных сразу старались отправить на «большую землю», в Союз. Как это происходило? Сначала для их отправки в Советский Союз выделяли специально оборудованные самолеты Ил-18 или Ан-26, а позже появились специальные медицинские самолеты на базе Ил-76, так называемые «Скальпели». Эти машины были оборудованы двумя отдельными автономными барокамерами. Тяжелораненые и пораженные помещались туда. И уже по прилету передавались по нужным инстанциям: военные – военным, гражданские – гражданским.
–Как сегодня это может происходить технически, можете описать?
–В аэропорту, из которого наши граждане готовятся к отлету в Россию должна быть оборудована санитарная зона. Там происходит тщательнейший осмотр, контроль. К сожалению, высокая температура не всегда проявляется при этом китайском коронавирусе. Тем не менее использование тепловизоров лишним не будет. В обязательном порядке должен вестись журнал регистрации, где помечается все, каждая мелочь. В салоне должен быть врач, а то и несколько. Кстати, среди эвакуируемых могут быть и дети. Это тоже надо предусмотреть.
–Если вдруг будет выявлен заболевший?
–В этом случае нужно экстренно решать: можно ли везти его со всеми, или срочно изолировать и готовить к отдельно отправке. Либо передать китайским медикам и лечить в лечебных учреждениях КНР.
–Куда, на ваш взгляд, могут доставлять эвакуированных?
–Это решает Минздрав. Но в любом случае, там надо оборудовать карантинную зону. Именно там все после приземления, как я уже говорил, должны повторно пройти жесткий контроль и осмотр. И уже после все должны быть переданы гражданским службам.
Читайте также: "Коронавирус закрыл китайские города: как это бьет по мировой экономике"