Подоплека новых назначений в Кремле: Путин своих не бросает

С Козаком, Мединским и Орешкиным случилась рокировка

Путин снова показал, что он своих не бросает, — так, пожалуй, можно кратко прокомментировать трудоустройство трех отставных членов правительства Медведева в Администрацию Президента РФ. С формальной точки зрения превращение бывшего вице-премьера Козака в замглавы кремлевского аппарата, а бывших министров Мединского и Орешкина — в помощников ВВП — это, безусловно, повышение. Как любят повторять на Старой площади, с точки зрения аппаратного статуса начальник управления кремлевской администрации приравнивается к федеральному министру. Ранг помощника президента, не говоря уже о ранге замглавы путинского аппарата, выше статуса начальника управления президентской администрации. Вот и считайте — сколько «звездочек на погонах» прибавилось у трех «изгнанников» из Белого дома. Считайте — но при этом учитывайте: в политике формальное далеко не всегда является синонимом реального. Основным кадровым критерием при формировании правительства Мишустина было наличие или отсутствие драйва у претендентов на высокие должности.  

С Козаком, Мединским и Орешкиным случилась рокировка

Тех, кому, выражаясь деликатно, требовалась передышка, и перевели в «тихую кремлевскую гавань» — на почетные, но не слишком обременительные должности.

Бичуя в свое время политических противников, бывший премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан высказался так: «Как обычно, либералы предлагают смесь разумных и оригинальных идей. К сожалению, ни одна из их разумных идей не является оригинальной. А ни одна из их оригинальных идей не является разумной». Российским чиновникам и экспертам редко удается высказываться столь элегантно.

Но суть того, как многие из них характеризуют отставного министра экономического развития и нового помощника президента по экономике Максима Орешкина, не сильно отличается от того, как Макмиллан охарактеризовал британских либералов. 37-летний Максим Орешкин принадлежит к тому типу чиновника, который сейчас особо нравится Путину. Он молод, энергичен, не лезет за словом в карман, фонтанирует новыми идеями, но не является при этом по-настоящему серьезной и авторитетной фигурой.

До отставки правительства Медведева «мозговой центр» российской экономической политики находился на Старой площади — в кабинете экономического помощника президента Андрея Белоусова. Уделом правительства была функция исполнителя идей Белоусова — функция, с которой прошлый кабинет министров или справлялся очень плохо, или вообще не справлялся. Теперь же реальный «центр тяжести» переместился в Белый дом.

Это хорошо для всех — для правительства, которое избавилось от балласта в виде не очень эффективного министра экономического развития, для страны, которая заинтересована в максимально быстрой раскрутке этого самого развития, ну и, наконец, для самого Орешкина, снявшего с себя груз ответственности руководителя важного государственного ведомства. Плохо, конечно, что теперь помощником президента по экономике работает фигура, чей калибр не дотягивает до уровня того же Белоусова или легендарного руководителя группы экспертов Ельцина Александра Ливщица. Но думается, что Путин вполне способен решать все важные вопросы напрямую с Белым домом, минуя не обязательного посредника в виде Орешкина.

А вот бывшему министру культуры Владимиру Мединскому выделен не обремененный хозяйственными функциями, но очень важный новый конкретный участок работы. Мединский будет на острие борьбы с фальсификациями истории — особенно в исполнении политиков из Украины, Польши и стран Запада. Путин недавно вполне справедливо осознал, что в плане борьбы за интерпретацию нашего общего прошлого Россия медленно, но верно проигрывает по очкам. Мы уже который год занимаем оборонительную позицию и лишь устало отбиваем полемические атаки наших «доброжелателей», некоторым из которых удалось превратить в «героев» даже кровожадных пособников Гитлера. Именно осознание того, что нас переигрывают, заставило Путина недавно в очень резкой форме лично включиться в «историческую дискуссию» с Польшей. Мединскому, которого в Кремле сравнивают со знаменитым историческим романистом советской эпохи Валентином Пикулем, предстоит играть роль и формального и реального помощника ВВП в этой борьбе.

Не знаю пока, что думает по этому поводу сам Владимир Мединский. Но мне кажется, что он не особо много потерял, покинув должность министра культуры. Как показывает и его личный опыт, и опыт его сменщицы Ольги Любимовой, министр культуры в современной России редко может насладиться психологическим комфортом. Новая работа Мединского в этом плане гораздо более благодарна. А вот новому министру культуры РФ стоит, на мой взгляд, честно и откровенно объясниться с публикой. И если Ольга Любимова сможет это сделать по-настоящему искренно, то основная часть публики, я уверен, ее поймет. Кто из нас не делал глупостей в юном возрасте? Молодость и эпатаж — это часто неразделимые понятия. Понятия, которые совсем необязательно должны блокировать дальнейшую карьеру человека, который поумнел и повзрослел. В эпоху, когда любое слово, написанное в Интернете, остается там навсегда, это не просто важно, а архиважно.

Ну и о последнем новом кремлевском назначенце — Дмитрии Козаке, который будет теперь заниматься вопросами евразийской интеграции. Ответственных за этот участок в структурах российской власти и так достаточно. Поэтому Козак в значительной мере сможет сам определять объем своей загруженности. И если он постарается сделать этот груз не сильно тяжелым, это вполне можно будет понять. Будучи близким соратником ВВП, Козак занимал важные посты в правительстве, Кремле и на Кавказе, начиная аж с 1999 года. Если «караул устал», то ему вполне можно и передохнуть.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28178 от 25 января 2020

Заголовок в газете: Путин своих не бросает

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру