Миссия выступать от имени президента выпала на долю одного из сопредседателей рабочей группы по подготовке поправок, главе думского Комитета по госстроительству и законодательству Павлу Крашенинников («ЕР»). Он обратил внимание на то, что многие из новаций «уже действуют на уровне закона», и перенесение этих норм в Конституцию «позволит придать им большую значимость».
В качестве примера Крашенинников привел т.н. социальную часть пакета: о гарантиях МРОТ не менее величины прожиточного минимума и «регулярной» индексации размера пенсий. Но вскоре стало понятно, что и эти поправки требуют дополнительного толкования. Михаил Тарасенко («ЕР») спросил, означает ли это, что пенсии будут индексироваться и работающим пенсионерам. В ответ присутствовавший в зале ещё один сопредседатель рабочей группы, глава Института сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева сказала, что да: предложенная президентом формулировка означает «не только повышение юридической защиты, но и стабильность социального стандарта», а само правило «сформулировано без изъятий».
Но если кто и обрадовался, то зря. Правительство всегда может сказать, что индексация работающим пенсионерам и так производится - после того, как они уволятся, да и в поправках сказано, что порядок индексаций определяется федеральными законами. «Пока понятно только, что потом нам надо будет внимательно посмотреть действующие законы на предмет соответствия новым положениям Конституции»,- сказал «МК» первый замглавы фракции «ЕР» Андрей Исаев.
Несколько вопросов было задано и про соотнесение норм международного права и права российского. Статья 15 Конституции, которая не правится, устанавливает приоритет международного права, если между ним и российскими законами есть противоречия. А одна из поправок предлагает в статье 79, где говорится об участии России в межгосударственных объединениях, оговорить: если межгосударственные органы принимают решения, противоречащие российской Конституции, они «не подлежат исполнению на территории РФ».
На вопрос Алексея Куринного (КПРФ), не потеряют ли теперь россияне, не нашедшие правды на родине, права искать её в ЕСПЧ, г-жа Хабриева ответила, что нет, с ЕСПЧ всё останется по-прежнему - ведь и сейчас в России действует закон, который позволяет КС признавать не подлежащими исполнению противоречащие Конституции решения Страсбургского суда…
В качестве «пряника» для депутатов президент завернул в свой пакет право Госдумы утверждать предложенного президентом премьера (а не давать согласие на его назначение, как сейчас), и утверждать предложенных премьером вице-премьеров и часть министров. «Совершенствованием системы сдержек и противовесов» назвал эти новации г-н Крашенинников. Но, сослался он на заключение профильного думского комитета, «дополнительного обсуждения» требует ситуации, когда Госдума, к примеру, не утвердит пару-тройку министров, и что дальше? А также вопрос об участии Госдумы в лишении полномочий утвержденных ей министров… «Наверное, должны быть какие-то механизмы», не очень уверенно сказал докладчик.
Этот законопроект принимается в трех чтениях, и ко второму можно вносить поправки, причем вроде бы не только к тем статьям Конституции, что предлагает переписать президент, но и другим. Но в зале заседаний из ответов г-на Крашенинникова стало ясно, что большинство из них сочтут недопустимыми.
На подачу поправок отвели 15 дней. Спикер Вячеслав Володин уже назвал предполагаемую дату второе чтения: 11 февраля. Член президентской рабочей группы, Олег Смолин (КПРФ) заметил, что «скорость прохождения законопроекта взывает в обществе серьезные дискуссии», и вообще - «на группе», мол, сначала говорили, что на поправки дадут 30 дней. Но г-н Крашенинников заявил, что 15 дней с точки зрения «Конституции и регламента это достаточный срок», тем более что рабочая группа «заседает практически круглосуточно». Не вся группа, видимо, а её юридическая часть.
Г-н Володин, который вот уже несколько дней без устали борется с «фейковыми», по его словам, новостями о возможности досрочных выборов в Думу, счел нужным и на сей раз подчеркнуть: «Часть изданий, особенно зарубежных, начали волну критики, атаки на нашу страну» - потому что «понимают: за счет принимаемых решений страна будет сильнее, а органы власти более эффективными».
Законопроект президента дружно поддержали все без исключения думские фракции.
А вот вопрос об «общероссийском голосовании», которое глава государства предложил провести в принимаемом законопроекте, пока подвис в воздухе. Окончательной ясности как не было, так и нет. На каком этапе оно будет проводится - до подписания президентом или после, и какой юридической силой будет обладать, если это не референдум? Все это обещано прописать ко второму чтению.
На заседании г-н Крашенинников так описал дальнейшую процедуру: закон должен быть принят Думой в трех чтениях, потом одобрен Советом Федерации и двумя третями региональных заксобраний, потом подписан президентом, а потом уже состоится общероссийское голосование. «При этом в переходных положениях мы пропишем, что закон о поправке вступает в силу только после подведения ЦИКом результатов общероссийского голосования. На данный момент схема выглядит так»,- уточнил он в разговоре с «МК». И добавил: «может, день голосования и выходным объявим»…
По сведениям «МК», считать эту схему окончательной пока нельзя.
История пишется на коленке.