Ввиду чрезвычайности момента заседание профильного комитета проходило в то время, когда вообще-то проводить заседания запрещено: во время пленарного заседания. На все про все членам комитета понадобилось около получаса.
Сопредседатель рабочей группы, созданной президентом для подготовки поправок в Конституцию 6 дней назад, глава комитета Павел Крашенинников («ЕР») сообщил, что «старт рассмотрению» предложений главы государства дан, и счел нужным высказаться на волнующую депутатов вот уже не первый день тему. «Нет, это закон не о роспуске Думы, в нём предлагается лишь система сдержек и противовесов»,- сказал он. Да, по новым правилам Госдуме придется также рассматривать и утверждать кандидатуры всех министров, за исключением «тех, что со звездочкой» (так на бюрократическом сленге называют членов кабинета министров, которые напрямую подчиняются президенту - министра обороны, например, глав спецслужб, МИДа и МЧС), напомнил докладчик. Многое меняется и в осуществлении правосудия - например, КС получает новое полномочие по просьбе президента останавливать вступление в силу закона, принятого парламентом несмотря на вето президента.
Возникающие вопросы будут решаться поправками к тексту законопроекта во втором чтении, сказал г-н Крашенинников. Но эти поправки можно предлагать только к тем статьям Конституции, которые содержатся с 3-ей по 8-ю её главы включительно: 1-ю, 2-ю и 9-ю главы можно править только посредством созыва Конституционного собрания.
«Нам интересны положения, связанные с усилением роли Госдумы»,- признался вице-спикер Игорь Лебедев (ЛДПР). По его словам, если Госдуме отводится более существенная роль (не дача согласия президенту на назначение премьер-министра, а утверждение его кандидатуры, плюс утверждение по предложению премьера вице-премьеров и части министров взамен их назначения президентом без участия парламента) , это повышает её ответственность за работу правительства. Но, продолжил г-н Лебедев, в тексте законопроекта «нет ни слова о том, что Госдума имеет право освобождать от должности утвержденных ей министров». Депутат поинтересовался, возможно ли ко второму чтению прописать какой-то механизм, который бы исправлял этот недочет.
Г-н Крашенинников заметил, что данная тема вызывает интерес, и в заключении комитета на внесенный документ специально написали: «дополнительного обсуждения» требует ситуация, если Госдума не утверждает представленные премьер-министром кандидатуры, и «дополнительной проработки» - возможность Госдумы «ставить вопрос о прекращении полномочий» утвержденных ей членов правительства.
«Мы и сейчас в принципе можем обратиться с просьбой отправить в отставку того или иного министра, ничто не мешает»,- справедливо заметил Отари Аршба («ЕР»). Другое дело, что контролируемый партией власти парламент этим своим правом не пользуется, да и какой смысл, если на такого рода обращения исполнительная власть внимания, как правило, не обращала. Г-н Аршба полагает, что надо прописать механизм ответственности в Конституции как следует: «а то мы выразим недоверие министру, а премьер скажет «пусть работает»…
Первый замглавы комитета Михаил Емельянов («СР») выразил опасения, что если разрешить ко второму чтению подавать поправки к другим статьям Основного закона, а не только к тем, что предложил переписать президент, это может привести к «пересмотру Конституции как таковой». Г-н Крашенинников рассказал, что «с ночи» обсуждается вопрос о том, можно ли вообще во втором чтении вносить поправки в законопроект о поправках в Конституцию. Можно, считает он.
Действительно, и конституционный закон о порядке принятия законов о внесении изменений в Конституцию, и 9-я глава самой Конституции, и думский регламент гласят: законы о поправках принимаются в трех чтениях, как и другие федеральные конституционные законы вроде закона «О правительстве» или «О чрезвычайном положении». А значит, их тоже можно переписывать при подготовке ко второму чтению. Правда, когда Конституцию правили в 2008 году, к примеру, предлагать переписать или уточнить что-либо ко второму чтению депутатам запретили, сославшись на особый статус законопроекта. Но тогда текст внесенных президентом Медведевым поправок был кратким (увеличение сроков полномочий Думы и президента и введение ежегодного отчета правительства перед Госдумой) и отточенным. А сейчас возможность править внесенную инициативу нужна Кремлю - хотя бы потому, что многие нюансы не успели согласовать и прописать заранее.
Сергей Иванов (ЛДПР) поинтересовался, зачем законопроект предполагает проведение какого-то «общероссийского голосования» по этим поправкам в Конституцию, если обычная процедура этого не предполагает: «если народ вдруг скажет «нет», мы что, отменять принятый Думой и Советом Федерации закон будем?» Г-н Лебедев тут же посоветовал «спросить об этом президента, потому что он так предложил». «Я уверен, что если народ выскажется против, это мнение будет учтено»,- сказал г-н Крашенинников.
В заключении комитета, кстати, говорится о необходимости «ко второму чтению определить порядок и процедуру соответствующего голосования». Пока в документе говорится лишь о том, что такое голосование будет, и это будет не референдум.
Представители всех фракций поддержали президента. ЛДПР и «СР» будет предлагать свои поправки ко второму чтению. Мнение КПРФ узнать не удалось: представитель этой фракции в комитете Юрий Синельщиков отсутствовал по болезни.
В проекте постановления Госдумы о принятии президентского законопроекта в первом чтении будет оговорено, что на внесение поправок депутатам и прочим субъектам законодательной инициативы отведут 15 дней, сказал в ответ на вопрос «МК» г-н Крашенинников. Это означает, что второе, решающее чтение может состояться уже в первой половине февраля. Следующую неделю депутаты проведут в регионах, им поручено заниматься разъяснением предложений главы государства избирателям.
При этом г-н Крашенинников не считает ускоренные сроки рассмотрения документа «спешкой». Текст готовился заранее, сказал он, прорабатывался в Администрации президента с участием юристов, концепцию президент озвучил в Послании… А на вопрос о том, почему же тогда требуется внесение поправок и уточнение деталей, в том числе процедуры общероссийского голосования, если всё было в высокой степени готовности, единоросс четкого ответа не дал: по его словам, просто надо решить «очень много процедурных вопросов, которые всегда вызывают споры».
«Надеюсь, в весеннюю сессию мы управимся»,- сказал г-н Крашенинников.
Читайте также: Новые детали президентских поправок в Конституцию: вступление будет «лестничным»