Новые детали президентских поправок в Конституцию: вступление будет «лестничным»

Возможная отставка премьера без правительства, конституционных судей будет только 11

Президент Владимир Путин решил ковать, пока горячо, и всего лишь через пять дней после объявления о намерении местами переписать Конституцию внес в Госдуму законопроект о поправках. Корректировке подвергнутся сразу 22 статьи Основного закона, переписать придется 34 действующих закона и принять новый — «О Госсовете РФ». На бумаге все выглядит несколько иначе, чем на словах. Политическая система России в результате станет более сложной и запутанной, полномочия парламента расширяются ненамного, а президентские — значительно. Первое чтение запланировано на 23 января.

Возможная отставка премьера без правительства, конституционных судей будет только 11

Любопытно, что появившиеся в последние дни слухи о возможном после принятия поправок роспуске нынешней Думы и внеочередных парламентских выборах (очередные должны пройти в сентябре 2021 года) вызвали большое раздражение у думского руководства. В начале пленарного заседания во вторник лидер ЛДПР даже попросил спикера «официально сказать», что никакого роспуска не будет и «злобные сведения» распространяют плохие люди. Спикер в ответ заявил: «вбросы осуществляли иностранные информагентства», с которыми в Думе, по его словам, обращаются слишком уж демократично, а слухи «подхватили» некоторые (не названные, впрочем) российские СМИ. И вообще, считает Вячеслав Володин, мы имеем дело с «вмешательством во внутренние дела суверенного государства» и «фейком», потому что все ссылаются на «анонимные источники». Примерно то же самое, но в еще менее политкорректной форме спикер заявил журналистам и накануне, после Совета Думы. Трудно сказать, успокоили ли его слова Владимира Жириновского.

Законопроект «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» на 21 странице излагает видение главой государства предложенных им же изменений. Все они, как и обещалось, не затрагивают первой («Основы конституционного строя»), второй («Права и свободы человека и гражданина») и девятой («Конституционные поправки и пересмотр Конституции») глав — тех, которые считаются базовыми и правка которых требует созыва Конституционного собрания. По сути, речь идет сразу о 40 поправках в 22 статьи Основного закона, 7 из них предложены в новой редакции. Все эти изменения будут приниматься, по замыслу автора (президента), одним пакетом. То есть поддержать одно и не поддержать другие возможности нет.

Процедура принятия конституционных законов о поправках в Основной закон предполагает принятие их двумя третями голосов Госдумы и тремя четвертями голосов Совета Федерации, одобрение двумя третями региональных законодательных собраний, и лишь потом — подпись президента. Но на этот раз, как известно, президент предложил провести еще и некое «общероссийское голосование». Пока о нем известно лишь, что оно будет, потому что в законопроекте упомянуто.

Рабочая группа будет заниматься подготовкой поправок во внесенный законопроект ко второму чтению — они будут предложены президенту, сообщил журналистам сопредседатель этой специально созванной президентом команды, глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР»).

Если посмотреть содержание внесенного в Думу документа, становится очевидно, что слова президента давали лишь приблизительное представление о характере и масштабах изменений. Возьмем, к примеру, обещание закрепить в Конституции гарантию индексации пенсий и пособий, то есть перенесение туда положений действующих законов: на бумаге оно выглядит не столь многообещающе. Ведь индексация пенсий и социальных пособий обещана «в порядке, установленном федеральным законом», то есть размер индексации, ее основания и то, какие пособия и выплаты ей подлежат, будут определяться, как и сейчас, законами, и Законом о бюджете в первую очередь — в зависимости от возможностей казны и приоритетов власти.

Вопрос о Госсовете и его полномочиях, изложенный президентом в Послании предельно неконкретно, внесенный им документ не проясняет. Понятно только, что формировать его будет глава государства единолично «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». Как будет орган, созданный в столь предельно широко обозначенных целях (формулировка полностью совпадает с той, которая уже есть в статье, говорящей о полномочиях президента), взаимодействовать с другими органами власти и структурами вроде Совета Безопасности? Неизвестно. Статус Госсовета должен прояснить специальный федеральный закон. Но его проект появится позже — после того, как поправки легализуют.

Для президентов, глав регионов, премьеров, министров, депутатов, сенаторов, судей и прочих должностных лиц предлагается прописать прямо в Конституции действующий и сейчас запрет на второе гражданство или вид на жительство иностранного государства. А для руководителей федеральных органов власти, то есть министров, глав судов, прокуратуры и прочих высших должностных лиц вроде губернаторов, вводится дополнительное ограничение: эти посты смогут занимать россияне не моложе 30 лет.

Уточнены и расширены ограничения для желающих стать Президентом РФ. Кроме возрастного ценза (не моложе 35 лет) добавляется еще и ценз оседлости (постоянно проживающий на территории РФ не менее 25 лет). И если стать депутатом или сенатором, например, позволяется россиянину, ранее имевшему иностранное гражданство, но потом от него отказавшемуся, кандидат в президенты должен быть юридически связан только с Россией на протяжении всей своей жизни. «А как же крымчане?» — задавались вопросом юристы. Про крымчан (и жителей других присоединенных территорий, если они будут) сделана особая оговорка: ограничения по гражданству не распространяются «на территории принятых в состав РФ государств или принятой в РФ части территории государства». Любопытно, что оговорка касается только вопросов гражданства и не затрагивает ценз оседлости, который для крымчан еще долго будет непреодолимым.

Занимать пост президента можно будет «не более двух сроков». Без всяких «подряд». Никаких особенностей переходного периода (то есть как быть с теми сроками, что президент уже «отсидел» ДО внесения этих изменений) в тексте законопроекта нет. Возможно, уточнения сделают ко второму чтению — по крайней мере, г-н Крашенинников заверил, что вступление нововведений в силу наверняка станет «лестничным», то есть поэтапным, и «для ряда поправок будет предусмотрен переходный период».

Та их часть, что посвящена новым полномочиям парламента (Думы и Совета Федерации), тоже вызывает много вопросов. Да, Дума будет теперь не давать президенту согласие на назначение премьер-министра, а утверждать предложенную им кандидатуру. Как и предложенные тем же президентом кандидатуры вице-премьеров и министров (кроме силовых ведомств, МЧС и МИДа — они остаются под полным контролем президента, хотя и будут назначаться после согласования с Советом Федерации; сейчас это прописано в Законе «О правительстве», а будет прямо в Конституции). Но права отправлять в отставку членов правительства Госдума не получает. Зато президент сможет отправлять в отставку и премьера, и министров! Причем если сейчас отставка главы правительства означает неминуемую отставку всего правительства и прохождение всей конституционной процедуры согласования структуры и состава нового кабинета, впредь станет возможной ситуация, когда премьер указом президента освобожден от занимаемой должности, а правительство работает себе дальше. Г-н Крашенинников признал, что «такого раньше в российском конституционном праве не было». При этом положения Основного закона, которые предполагают неминуемый роспуск Думы в том случае, если она неоднократно отказала президенту в утверждении его кандидата на пост премьера, а глава государства настаивает на своем, остаются нетронутыми.

«Очень много вопросов и по местному самоуправлению», — признает Крашенинников, один из представителей президента при рассмотрении законопроекта о поправках (два других — сопредседатели рабочей группы: глава Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас и руководитель Института сравнительного правоведения при Правительстве РФ Талия Хабриева). Президент велел обеспечить включение местного самоуправления в систему «единой публичной власти», но действующая Конституция в первой своей главе категорически исключает органы МСУ из системы органов государственной власти! Задачу предложено решить при помощи новой редакции статьи 133, которая говорит о гарантиях местному самоуправлению. Единственное отличие новой редакции от старой — упоминание о выполнении публичных функций и полномочий «во взаимодействии с органами государственной власти», но что это будет означать на практике и не противоречит ли первой главе Основного закона?

Если говорить о судах, то Конституционный явно ждет перетряска, а именно усушка и утруска: число судей в этой высшей судебной инстанции сокращается до 11 человек. На данный момент этим высоким статусом обладают 15 судей, а максимально возможное число членов КС — 19. При этом президент получает новое полномочие ставить перед Советом Федерации вопрос о лишении статуса и судей КС, и судей Верховного суда, и судей кассационных и апелляционных судов «в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий». Сейчас право ставить вопрос о лишении статуса своих судей имеет сам КС, а в случае с ВС — высшая квалификационная коллегия судей.

При помощи КС, кстати, президент впредь сможет блокировать любой принятый парламентом против его воли закон: с 1993 года, если вдруг обе палаты парламента вето главы государства преодолевают, закон должен быть подписан и вступает в силу. Предлагается же дать несогласному президенту право обратиться перед подписанием в КС, и если судьи признают принятый документ неконституционным — отправить его назад в Госдуму без подписания и шансов на принятие…

Депутаты намерены обсудить президентскую инициативу в первом чтении уже 23 января, в четверг. Второе, по словам г-на Крашенинникова, состоится в феврале.

Читайте также: "Почему Путин так спешит с правкой Конституции"

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28175 от 22 января 2020

Заголовок в газете: Поправки на сложность

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру