Впрочем, что касается сроков, ясность, пожалуй, уже есть. «Мы настроены и считаем важным до конца весенней сессии всю эту работу завершить, - заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. - Принять все необходимые документы, чтобы можно было уже работать в новом правовом поле» По данным источников в верхней палате, всенародное голосование по конституционным поправкам пройдет не позднее 1 мая. Однако в отношении формы его проведения, определенность пока по-прежнему отсутствует.
«Этот вопрос также будет обсуждаться в рамках работы созданной группы в связи с тем, что совершенствуемые статьи обладают различным статусом, а изменения должны быть осуществлены безупречно», - сообщил журналистам глава Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин, вошедший в рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию.
В общем, возможны варианты. Если проведение обычного референдума строго регламентировано соответствующим законом («О референдуме РФ») - к примеру, он признается состоявшимся лишь в том случае, если в голосовании приняло участие более половины участников, внесенных в списки, - то форма, предложенная президентом, оставляет достаточно большой простор для фантазии.
- Игорь Борисович, как может выглядеть всенародное голосование? Что это вообще за институт?
- Это действительно будет голосование, а не референдум. Ведь речь не идет о первой, второй или девятой главах Конституции, изменения в которых требуют проведения референдума. Здесь для принятия поправок достаточно процедуры, аналогичной принятию федерального конституционного закона.
- Но референдум по этим вопросам тоже возможен?
- Референдум в данном случае не нужен. А выяснить мнение населения можно путем голосования. Что и было предложено президентом.
- Чем все-таки это отличается от «стандартного» плебисцита?
- Что касается референдума, то, в отличие от голосования, тут все процедуры установлены соответствующим федеральным конституционным законом. Решение, принятое на референдуме, имеет обязательную юридическую силу.
- Иными словами, всенародное голосование оставляет руководству страны больше пространства для маневра?
- Ну да. Итоги голосования носят как бы рекомендательный характер. Но понятно, что такие решения невозможно принимать без учета мнения избирателей.
- Предусмотрен ли такой вариант действующим избирательным законодательством?
- Законодательством это не регламентируется. Тем не менее определенный опыт такого рода у нас имеется. Хочу напомнить, что нынешняя Конституция принималась в 1993 году именно путем всенародного голосования.
- Не потребуется ли в таком случае заполнить правовой пробел законодательным актом?
- Поскольку речь, повторю, идет скорее об опросе, о консультациях с населением, принимать специальный закон, думаю, не обязательно. Эта процедура вполне может быть регламентирована подзаконными актами. Здесь тоже могут быть различные варианты. Может, например, появиться указ президента, поручающий организацию и проведение голосования Центральной избирательной комиссии. Ну а ЦИК разработает уже детальные положения и инструкции.
Должен быть также решен вопрос о выделении необходимых финансовых средств - это также уровень президента или правительства. Если судить по общероссийским выборам, затраты могут составить многие миллиарды рублей (бюджет президентских выборов 2018 года - 17,69 миллиарда рублей. - "МК"). Сразу возникает вопрос: откуда это будет финансироваться?
- На него пока нет ответа?
- У меня нет ответа. У тех, кто это предлагает, ответы, думаю, есть. Кстати, теоретически рассуждая, нельзя исключать, что будет проведен электронный опрос-голосование - с использование современных информационно-коммуникационных технологий. ЦИК уже обкатал эту модель в некоторых регионах. Правда, тут возникает много вопросов: где гарантии неискажения результатов волеизъявления, как будет обеспечен равный доступ всех избирателей...
- Да, о стопроцентном охвате тут уже говорить не приходится.
- Ну, социологи и айтишники говорят, что у нас уже 90 миллионов человек пользуются Интернетом. Не все из них, правда, являются избирателями, но, в принципе, 80 миллионов - это квалифицированное большинство. Можно провести голосование, не задействую какие-то дальние регионы либо предоставив этим избирателям возможность реализовать свое право иным образом. И растянув голосование по времени.
Словом, могут быть разные подходы - именно в силу того, что голосование не так строго должно соотноситься с принципами, установленными законодательством о выборах и референдумах. Но, это, повторяю, в теории.
- Но понятно же, что чем больше всенародное голосование будет отличаться от привычных электоральных процедур, тем больше будет сомнений в его честности и прозрачности.
- Да, это так. Поэтому, скорее всего, процедура будет очень близка к тем, которые сегодня закреплены в выборном законодательстве. Это самый простой путь к тому, чтобы результат, полученный на этом голосовании, был легитимирован и признан обществом.
- Как много времени, на ваш взгляд, займет процесс подготовки голосования?
- Все зависит от того, как скоро будут сформулированы вопросы. Цели, которые обозначил президент, предполагают различные пути реализации. Это, например, касается установления единой системы публичной власти. Мы знаем, что дьявол кроется в деталях, и прекрасно понимаем, что некоторые предложения наткнутся на сопротивление. В том числе - сопротивление региональных элит.
Здесь достаточно много развилок - и по процедуре, и по формулировкам. Будут, например, на голосование вынесены альтернативные варианты либо оно пройдет в формате "да-нет"? Если будет "да-нет", то вопросы должны быть сформулированы очень четко.
Но, судя по отзывам на предложения, которые президент озвучил в своем Послании, по тому, какую позицию заняли Госдума и Совет Федерации, вопрос затягиваться не будет.
Читайте также: Стало известно, чем прежде всего займется группа по изменению Конституции