Отошедший от политики экс-лидер Франции решения своего коллеги по президентству Путина никак не прокомментировал. Что Европе до той бури, которая творится сейчас в исполнительной власти России! Саркози говорил о глобальных вызовах: перенаселении, войнах, бездействии международных организаций. Правда, он похвалил Путина за то, что «ему удалось вернуть Россию в число мировых держав».
Двадцати миллионам находящимся за чертой бедности россиянам остается гордиться своей страной и недоумевать, почему же населению «мировой державы» так трудно живется. Но скоро ведь будет лучше? Не зря же президент решил обновить политическую систему. Не иначе как для больших перемен и долгожданных реформ.
Впрочем, сначала новому правительству нужно будет разрушить ту стену недоверия общества к государственным институтам, которая вырастала все эти годы. Об этом говорили на сессии «Доверие как фактор и инструмент экономического развития» с участием Алексея Кудрина и Германа Грефа.
Глава Счетной палаты констатировал кризис доверия. Сегодня Россия на последнем месте из 26 ведущих стран мира по уровню доверию к институтам гражданского общества – власти, некоммерческим организациям, СМИ. В такой ситуации даже самые правильные реформы обречены на провал, считает он. Однако закончил свой тезис Кудрин «за здравие». По его словам, с приходом нового премьера «у нас появилась надежда». Самого Мишустина сторожил правительства охарактеризовал так: «Он хорошо чувствует ситуацию в бизнесе и нерв цифровизации, умеет балансировать ситуацию».
В кулуарах форума многие эксперты говорили о том, что Мишустин – хорошая кандидатура на роль премьера. Он политически нейтрален, а его профессиональный опыт связан одновременно с налогами и бизнесом, цифровыми технологиями и инвестициями. При нем Федеральная налоговая служба перестала быть ночным кошмаром для компаний, заплатить налоги можно дистанционно за две минуты, их собираемость выросла в разы, бюджет пух доходами.
В то же время Герман Греф, говоря о недоверии общества, отметил, что проблема в вечной боязни перераспределения, когда у одних отбирают, чтобы отдать другим. «Наша экономполитика основана на игре с нулевой суммой. Проблема экономики в том, что мы все время ожидаем перераспределительных инициатив: что одним повысят НДФЛ, чтобы снизить его другим… У нас счастье дается за счет несчастья других. Это делит общество, приводит к внутреннему недоверию», - заявил глава Сбербанка.
Высказался и декан экономики МГУ Александр Аузан. «Я вам как экономист скажу, чем занимается парламент – распределением налогов и только. Каждый из нас с одного рубля отдает 50 копеек налогов», - сказал он.
Налогам была посвящена целая сессия второго дня Гайдаровского форума. С ключевым докладом должен был выступить как раз глава на тот еще момент ФНС Михаил Мишустин. Актовый зал РАНХиГС был набит под завязку. «Михаил Владимирович позвонил мне в 2 часа ночи. Он искренне извинялся и сказал, что не сможет выступить. Это его доклад, он скрупулезно готовился. Я понимаю, что вы пришли послушать его», - в голосе заместителя главы ФНС Алексея Оверчука слышалась растерянность. Похоже, подчиненных Мишустина его повышение застало врасплох.
До начала дискуссии «Налоги в цифровом мире» слушатели шептались: «Должны сказать о налоговой политике, зададут вектор экономике». Но нет. Доклад Мишустина в исполнении Оверчука был посвящен в основном мировым тенденциям и фискальным трендам. Вкратце: мир изменился, большие данные и деньги сближаются, цифровизация – наше все.
А еще гости форума в перерывах между осиротевшими без министров сессиями говорили: «Наверное, это последний Гайдаровский форум…» Это было бы грустно, но символично для конца экономической эпохи.
Читайте также: Госдума утвердила Мишустина премьером