Единственные «сбои» с точки зрения поддержания внутриполитической стабильности случились совсем в других точках: «московские выборы» и «мусор». Ухудшение же уровня жизни наше население терпеливо переносило, ограничивая свое недовольство, по-современному, соцсетями и, по-советски, ворчанием на кухнях.
Если смотреть с этой точки зрения, то 2020 год открывает для власти огромные возможности для использования социальной стабильности в своих политических интересах. Ведь практически на носу выборы в Государственную думу следующего года, а потом начнется главный этап Большого Транзита, связанный с истечением срока полномочий президента в 2024 году. Естественно, что население не должно создавать помех для этих двух эпохальных событий, которые должны завершиться фактическим сохранением нынешней системы власти.
Для этого будет использоваться давно опробованный метод — раздача денег. Недаром же наращивали Фонд национального благосостояния (его название говорит само за себя!), обеспечивали хронический профицит федерального бюджета.
Поэтому совсем не случайно очередное Послание президента состоится в самом начале года — 15 января. После него можно оперативно вносить поправки в уже утвержденный, но еще практически не израсходованный бюджет.
Если социология ФСО, на которую с недавних пор стал ссылаться президент, отражает самые болевые точки социальной жизни нашего населения, то в Послании могут быть предложены меры в следующих сферах:
— дальнейшее увеличение ряда социальных пособий и льгот семьям с детьми;
— дополнительные налоговые вычеты по НДФЛ, в том числе в связи с малообеспеченностью;
— повышенная индексация пенсий;
— увеличение финансирования здравоохранения для того, чтобы, в частности, установить размер ставок заработной платы (без надбавок и совместительства) медицинского персонала на уровне майских указов 2012 года;
— централизация управления здравоохранением для того, чтобы уменьшить межрегиональные различия в качестве и доступности медицинской помощи.
Хочу сразу же оговориться, что все эти предположения могут не оправдаться, и 15 января мы услышим совсем другое. Но, как мне представляется, в условиях проводимой ныне консервативной (т.е. игнорирующей институциональные, системные проблемы) социальной политики перечисленные выше направления очевидны. С точки зрения власти финансовые инъекции, даже без реформ, помогут получить быстрый социальный и, главное, политический эффект, столь необходимый для предстоящего Большого Транзита.
Но будет ли обеспечен прогресс в социальном положении нашего населения, если, допустим, власти все-таки решатся на то, чтобы произвести упомянутые выше финансовые инъекции?
Многое, конечно, зависит от того, сколько денег будет потрачено и на что. Если, допустим, будет восстановлена индексация пенсий работающим пенсионерам (во что я мало верю), то для нескольких миллионов людей это будет приятным сюрпризом. Реальное, а не формальное повышение оплаты труда медицинских работников, особенно в первичном звене, тоже будет замечено врачами, медсестрами и санитарками. Не лишними для семей с детьми будут и дополнительные выплаты и льготы.
Однако дадут ли эти гипотетические меры политический эффект, обеспечив увеличение рейтингов удовлетворения работой государства? Думаю, что нет.
Во-первых, люди давно считают, что им от государства достается непропорционально мало по сравнению с тем, что должно было бы «по справедливости». Предпринимаемые все последние годы социальные меры не воспринимаются как достаточные для того, чтобы эту установку изменить. Вспомним об отсутствии сколько-нибудь ощутимого влияния на настроения населения введенных недавно дополнительных пособиях семьям с детьми, запущенных в прошлом году национальных проектах. Зато решение о повышении пенсионного возраста, продавленное властью в 2018-м и в прошлом году, как показывает социология, оставалось главным событием (очевидно, со знаком «минус») общественной жизни страны. Вот если бы в Послании было предложено: приостановить повышение пенсионного возраста; радикально снизить денежное вознаграждение топ-менеджерам госкомпаний и фирм, которые государство контролирует; выплачивать пенсионерам (по итогам года) хотя бы часть дивидендов, которые эти компании перечисляют в государственный бюджет; освободить от налогов на несколько лет малый бизнес и другие подобные меры, то тогда, наверное, какая-то часть общественных настроений сменилась бы с негатива на позитив.
Во-вторых, все социальные примочки последних лет были сосредоточены на увеличении пособий и льгот. А вот мер по повышению зарплат во внебюджетном секторе и предпринимательских доходов в малом бизнесе не было. Более того, весь социальный негатив последних лет, типа повышения пенсионного возраста и налогов, больнее всего ударил именно по положению работающих людей. Недаром «стагнационную» динамику реальных доходов, согласно официальной статистике, во многом определило устойчивое падение доходов от предпринимательской деятельности. Но, чтобы добиться перелома в социальных настроениях именно работающих людей, недостаточно увеличения пособий и льгот или обещаний улучшить здравоохранение, проверить реальность исполнения которых люди смогут лишь в лучшем случае через несколько лет. Нужно запускать экономический рост, который создаст новые, высокооплачиваемые рабочие места и откроет «второе дыхание» тем рабочим местам, что уже есть. Нужно реализовывать на практике принципы правового государства, когда все равны перед законом и независимым судом, что и означает начало настоящей борьбы с коррупцией. А вот этого как раз я совсем не жду.
Нынешняя власть как никогда заинтересована в «стабильности» (читай: в стагнации), которая несовместима с требованиями времени и прежде всего с переходом России к экономике XXI века. Боязнь проводить давно назревшие реформы строится на страхе потерять контроль над ситуацией. Там, «наверху», прекрасно помнят горбачевскую перестройку, известно чем завершившуюся в 1991 году. Из более свежих примеров — «монетизация» льгот, «оптимизация» системы здравоохранения, повышение пенсионного возраста. А если говорить о политике, то не забыта и медведевская «либерализация» 2008–2011 годов, от последствий которой пришлось потом долго избавляться.
Поэтому, несмотря на ожидаемые в Послании социальные примочки, очевидно, что желаемого политического эффекта получено не будет. Как будут выходить из ситуации те, кто обеспечивает нужный результат на выборах, не знаю, не занимаюсь этим ремеслом.
Меня беспокоит другое. Откладывание на потом (а по факту — навсегда) реформ с каждым днем отдаляет нас от возможности вскочить в поезд современности, которая с большим трудом, но неумолимо прорисовывается в развитых странах. Это и другая экономика, и другое общество, и другая власть, построенные на старых добрых принципах демократии, социальной рыночной экономики и правового государства. От них те страны, жизнь в которых привлекательна для большинства из нас (и особенно тех, кто помоложе), отказываться не собираются. Идет естественный период избавления от старого и отжившего, взамен которого рождается новое, устраивающее людей.
Опоздав на этот поезд, мы рискуем отстать навсегда, превратившись в мировое захолустье, где неинтересно ни жить, ни работать, ни рожать детей. Давайте считать такой вариант развития событий предостережением для всех нас.
Читайте также: Новая реальность оказалась пугающей для Владимира Путина