ЦИК назначил проведение новых выборов президента на 22 марта. Сам Хаджимба заявил, что пока не знает, будет ли в них участвовать. Подобный сценарий перехода власти в Абхазии происходит не впервые.
Напомним, 9 января около 800 протестующие вышли на митинг против итогов второго тура президентских выборов. Тогда Рауль Хаджимба набрал 47,38% голосов, а его конкурент Алхас Квициния — 46,19%. Разрыв между ними составил всего тысячу голосов. Квициния с этими итогами не согласился и обратился в Верховный суд, аргументируя свой иск тем, что во втором туре кандидат-победитель должен набрать 50% голосов. А учитывая, что даже по официальной статистике, Хаджимба не набрал абсолютного большинства, основания для спора определенно были. 10 января Верховный суд удовлетворил иск лидера партии «Амцараха» Квицинии. Сначала Хаджимба заявлял о намерении обжаловать решение Кассационной коллегии, но через два часа после приезда Суркова решил уступить оппозиции.
Исполняющего обязанности президента выбрали единогласно. За Бганбу проголосовали все 34 депутата, которые присутствовали в зале (всего в абхазском парламенте 35 парламентариев).
Премьер-министр уже исполнял обязанности главы республики во время политического кризиса весной 2014 года. Тогда оппозиция во главе с Хаджимбой добилась отставки предыдущего лидера Абхазии Александра Анкваба. Впрочем, победа Хаджимбы на тех досрочных выборах не была триумфальной. Он набрал 50,6% голосов, в то время как его главный оппонент и последователь Анкваба Аслан Бжания получил чуть менее 36%. Сразу после инаугурации Бжания был уволен со всех государственных постов и перешел в ряды оппозиции.
Сейчас аналитики именно ему прочат победу на грядущих выборах. Впрочем, новым президентом Абхазии может стать и один из лидеров оппозиции - Алхас Квициния, Олег Аршба и даже бывший глава батальона «Пятнашки» в составе самопровозглашенной ДНР Ахра Авидзба, которому и приписывают организацию нынешней «Мандариновой революции» в республике. Не стоит скидывать со счетов и самого Хаджимбу. Несмотря на то, что вице-президент республики Аслан Барциц заявил, что он не будет участвовать в президентской кампании, сам Хаджимба ответил, что пока не принял такого решения.
Политолог Николай Трапш считает, что конфронтация политических сил будет продолжаться до тех пор, пока к власти не придет человек, консолидирующий нацию.
- Если бы Хаджимба не покинул свой пост, то конфликт бы затянулся. Он сделал адекватный шаг, чтобы разрешить ситуацию. Будет ли Хаджимба участвовать в выборах, может ответить только он сам. Формально и юридически у него нет никаких к этому препятствий. Оппозиция, конечно, этого не хочет, но не допустить этого будет достаточно сложно.
Сейчас в Абхазии есть дефицит харизматичных личностей. Людей, которых бы интересовал не сиюминутный протест, а консолидация нации. Страна нуждается в омоложении политической элиты. И очень сложно предположить, что кто-то из представителей нынешней оппозиции может стать таким консолидирующим звеном. В сентябрьских выборах участвовало много авторитетных людей, которые не относятся напрямую ни к действующей власти, ни к оппозиции. Потенциально такие фигуры есть, но среди вероятных кандидатов сейчас я их не вижу.
В любом случае, цветной революции, как в России любят говорить, в Абхазии никогда не будет. Это очень маленькая страна, и вооруженной конфронтации там не может быть. Любой внутриполитический кризис создает риски внешнеполитические. И до сих пор у политического класса хватало воли, чтобы приходить к мирному консенсусу.
Читайте также: Стало известно о реакции Кремля на происходящее в Абхазии