Эксперты рассказали, чем грозит России военный конфликт в Ливии

Какими «уникальными возможностями» обладает Москва для стабилизации ситуации

В Москве прошли российско-турецкие переговоры по урегулированию ситуации в Ливии. Встреча проходит в формате «2+2», с участием глав МИД и Минобороны. Позже к ним присоединятся также и главные «действующие лица», а именно командующий Ливийской национальной армией генерал Халифа Хафтар и глава Правительства национального согласия (ПНС) Фаиз Сарадж, которые в понедельник прибыли в российскую столицу. Удастся ли враждующим сторонам достичь перемирия и какова роль России в решении военного конфликта?

Какими «уникальными возможностями» обладает Москва для стабилизации ситуации

«Установление мира в стране, которая традиционным была не самым ключевым, но достаточно значимым партнером России, в стране, которая является одним из важнейших резервуаров нефти, от которой зависит стабильность в Северной Африке, отчасти Ближнего Востока, необходимо», – комментирует «МК» главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор ЛУКЬЯНОВ. Важно понимать, что в ливийский конфликт вовлечены страны, с которыми у России очень тесные отношения. Речь идет о Турции и Египте. Именно поэтому эти факторы работают на то, чтобы Россия была заинтересована в каком-то благоприятном исходе.

Эксперт отмечает удивительное возрастание веса нашей страны в этой части мира. Еще несколько лет назад было трудно представить, что Россия вместе с Турцией будут ключевыми игроками по установлению более стабильного устройства в Ливии. «Ведь после фиаско 2011 года Россия самоустранилась, что привело к крайне тяжелым фатальным последствиям. Однако, к счастью, мы видим, что российская роль сейчас не только востребована, но и эффективна», – продолжает Федор Лукьянов. А репутация России, ее авторитет, как страны, которая способна решать очень тяжелые, недоступные и невозможные для других проблемы, конечно, укрепляет ее позиции на международной арене.

Преждевременно, по мнению эксперта, говорить о какой-то материальной выгоде России от прекращения ливийского конфликта. Однако не стоит забывать, что Ливия очень богатая ресурсами страна, поэтому, в случае мирного урегулирования конфликта, можно рассчитывать на сотрудничество обеих держав. И речь идет не только о сфере энергетики.

На сегодняшний день, идеальный максимум, на который можно рассчитывать по окончании переговоров — это, чтобы стороны пришли к прекращению огня и остановили активные боевые действия. Однако такой сценарий выгоден далеко не всем. Например, Египет и Арабские Эмираты, которые напрямую поддерживают маршала Хафтара, не видят необходимости в завершении войны, потому что они отчасти рассчитывают на то, что конфликт решится военным путем, то есть победой одной из сторон. «Кроме того, так как Турция приняла сторону другого участника конфликта, России очень важно сохранить с ней деловые отношения, не только из-за Ливии, а из-за целого комплекса вопросов. Поэтому, я думаю, что если удастся достигнуть некой приостановки боевых действий и создания механизма по аналогии с Астанинским процессом для Сирии, с участием заинтересованных стран, это и будет успехом на данном этапе», - заявил Лукьянов.

Уникальные возможности России для стабилизации ситуации в Ливии видит востоковед, советник директора Российского Института Стратегических исследований, Елена СУПОНИНА. Уникальность эта заключается в том, что Москва в отличие от других стран, может разговаривать со всеми конфликтующими в Ливии сторонами, поддерживая отношения, как с Халифой Хафтаром, так и с Фаизом Сараджом, а также с представителями свергнутого американцами и французами правительства Каддафи.

В интересах России стабилизировать обстановку в этой арабской североафриканской стране. Эксперт уверена, что этого теперь добиваются и многие европейские страны, которые заботятся о своей безопасности. Важно понимать, что Ливия при Каддафи играла роль своеобразного полицейского кордона, который препятствовал движению террористов и потоков беженцев из стран Африки в Европу и далее. Эти люди быстро радикализируются и несут угрозу многим странам. При нестабильной ситуации в самой Ливии невозможно гарантировать безопасность и другим странам. Не зря канцлер Германии Ангела Меркель приезжала в Россию и обсуждала этот вопрос с президентом Путиным.

«На данном этапе переговоров можно добиться перемирия, но еще не мира. Для этого следует продолжать вести переговоры. Здесь не обойтись без роли ООН, а также посредничества других стран, в координации с которыми готова действовать Россия», – заявила Елена Супонина. Проблема в Ливии заключается не только в дележе нефтегазовых ресурсов, но и в том, что за каждой из противоборствующих сторон стоят отдельные региональные альянсы. Так, как уже ранее отмечалось, правительство Сараджа поддерживает Турция, а за Хафтара стоят Саудовская Аравия, ОАЭ и Египет. Для того, чтобы добиться более прочного мира в Ливии, надо искать консенсус между всеми этими державами, а это не так просто...

Напомним, что президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган в субботу 11 января призвали стороны ливийского конфликта прекратить огонь с полуночи 12 января и сесть за стол переговоров. Эту инициативу поддержал маршал Хафтар, однако все же пообещал продолжить наступление на ливийскую столицу. Фаиз Сарадж, в свою очередь, тоже выступил за перемирие, но поставил условие: Хафтар должен отвести подразделения своей армии, которая с апреля прошлого года ведет наступление на Триполи. Последний раз Хафтар и Сарадж встречались лично 13 ноября 2018 года в Палермо на организованной Италией конференции по Ливии.

Читайте также: Канадская газета заявила о росте влияния Путина на Ближнем Востоке

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28168 от 14 января 2020

Заголовок в газете: Перемирие — еще не мир

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру