Эксперт рассказал о перспективах российской Дальней авиации

За 20 лет мощь стратегических носителей существенно выросла

Во время учений в Крыму, за которыми 9 января с борта ракетного крейсера «Маршал Устинов» наблюдал Верховный главнокомандующий Владимир Путин, были опробованы, в частности, новые способы совместного применения флота и Дальней авиации России. Словосочетания «дальняя авиация» и «полуостров Крым» в странах НАТО всегда вызывали реакцию, близкую к панике, так как стратегические ракетоносцы, оснащенные современным вооружением и взлетающие с крымских аэродромов, способны держать под прицелом почти всю Европу и большую часть Ближнего Востока.

За 20 лет мощь стратегических носителей существенно выросла
Фото: Министерство обороны РФ

-Российская Дальняя авиация сегодня имеет на вооружении такие средства поражения, которых нет ни у кого в мире, - заявил «МК» экс-командующий Дальней авиацией России генерал-лейтенант Михаил Опарин. - Такое оружие позволяет нам свободно «вести разговор» с любым противником даже при применении обычных, а не только ядерных средств поражения.

По данным Минобороны, за последние 20 лет дальняя авиация страны принципиально усилила свою боевую мощь. Если в 2000 году ее полеты на боевое патрулирование в стратегически важные районы мира не выполнялись вообще, то в 2019 года было выполнено 25 полетов по таким маршрутам.

После вынужденного простоя в 90-е, связанного с распадом СССР, российские стратегические ракетоносцы лишь в 2001 году, впервые выполнили полеты над Северным Ледовитым океаном, что сразу вызвало переполох на Западе. Ведь там считали, что российской Дальней авиации пришел конец, и российские стратеги больше уже никогда не смогут летать вдали от своих границ.

Западные СМИ обвиняли Россию в том, что стратегические бомбардировщики нарушают воздушное пространство сопредельных государств. Нашему военному руководству вежливо, но настойчиво пришлось объяснить иностранцам, что полеты дальней авиацией осуществляются в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства, не нарушая ни чьих границ.

Российские «дальники» стали все чаще и чаще появляться над нейтральными водами. Возмущаться было уже бесполезно. Странам НАТО оставалось только поднимать для сопровождения наших «стратегов» свои истребители. Иногда это приводило к курьезам. В ноябре прошлого года, например, над Японским морем американские истребители 5-го поколения F-35 попытались взять на сопровождение российский Ту-160. Он просто включил форсаж и запросто оторвался от своих суперсовременных преследователей, оставив лишь повод для насмешек.

Генерал Опарин, который возглавлял Дальнюю авиацию в трудное для нее время – с 1997-го по 2002-й год – вспоминает:

-В самые тяжелые годы мы делали все, чтобы сохранить боевой потенциал Дальней авиации. Старались летать, хотя топлива часто не хватало. Помню, как однажды получил взыскание от министра обороны за то, что потратил его на полеты. А ведь мы тогда все топливо отдавали молодежи – на первом месте была подготовка экипажей! Мы обязаны были сохранить самое ценное – летный состав, чтобы сегодня было кому летать. И мы сумели это сделать. Так что пусть в мире теперь привыкают: мы летали, летаем и будем летать всегда.

Сегодня российские Ту-95МС и Ту-160 патрулируют районы активного судоходства в экономически важных для России зонах – над акваторией Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, Черного моря. Выполняют полеты с дозаправкой в воздухе по плану стратегического сдерживания вдоль побережья Норвегии, Великобритании, Испании, Португалии… Наши летчики выполняли полеты над акваторией Средиземного и Южно-Китайского морей.

Стратегические ракетоносцы Ту-160 выполняли перелеты с посадкой на аэродромах стран Карибского бассейна (Венесуэла, Никарагуа). Совершили перелет в Южно-Африканскую республику.

В 2019 году впервые совместное воздушное патрулирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе выполнили российские стратегические ракетоносцы Ту-95МС и стратегические бомбардировщики Хун-6к ВВС Китая, что вызвало огромное недовольство в Пентагоне.

Большой неожиданностью для НАТО стало применение самолетов Дальней авиации для нанесения ударов по террористам в Сирии. Впервые стратегические самолеты использовались в новом качестве. Из средства ядерного сдерживания дальние стратегические бомбардировщики превратились в оружие локальной войны. Самолеты Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 проявили себя, как многофункциональная ударная сила, способная нести самый широкий спектр неядерных вооружений.

Дальняя авиация доказала, что способна воевать вдали от собственных границ. Высокоточное оружие применялось нашими самолетами по защищенным командным пунктам боевиков и складам оружия. Именно появление высокоточного оружия, способного поражать цели любой степени сложности на больших расстояниях, привело к трансформации задач российской Дальней авиации.

В Сирии боевое крещение получил знаменитый ракетоносец Ту-160 (по классификации НАТО Blackjack), который сами летчики называют «Белым лебедем». На борту он может нести до 12 современных высокоточных ракет Х-101 в неядерном исполнении (их аналог Х-102 – ракета с термоядерной боеголовкой мощностью от 250 килотонн до 1 мегатонны. – «МК»). Этот самолет, созданный как ядерный носитель, в Сирии превратился в универсальное оружие. Для применения Х-101 самолету не требуется входить в воздушное пространство противника.

Эти ракеты умеют летать с огибанием рельефа местности на предельно малых высотах — от 30 м, что делает их невидимыми для РЛС противника. Они могут уничтожать цели с точностью до нескольких метров на дальности до 5000 км. Стартовая масса таких ракет - 2400 кг, а крейсерская скорость — до 1000 км/ч.

Было решено возобновить производство Ту-160 в модернизированном варианте. Модернизацию по этой же программе пройдут все 16 Ту-160, стоящих на вооружении. Под ракеты Х-101 решено модернизировать и другие самолеты. В частности, дальний бомбардировщик Ту-95МС (по кодификации НАТО — Bear («Медведь»).

По данным Минобороны, в 2020 году в состав Дальней авиации войдет шесть таких модернизированных Ту-95МС. Как заявляют военные, на них устанавливается современная авионика, бортовой радиоэлектронный комплекс, а также новые системы управления вооружением, которые даже неуправляемые бомбы позволят применять как высокоточное оружие.

Арсенал самолетов Дальней авиации может быть расширен. Речь о гиперзвуковых «Кинжалах» и противокорабельных ракетах большой дальности. Эти новые возможности окончательно изменят облик российской стратегической авиации, которая вот уже 20 лет идет с набором высоты.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру