После свержения и гибели Муаммара Каддафи в Ливии идет постоянная гражданская война. И участвуют в ней далеко не две стороны. В разные периоды времени это были и радикальные исламисты, и местные лидеры племен, и даже сторонники самого Каддафи, которые продолжили сражаться за старый строй даже после гибели своего лидера. Однако к концу 2019 года в Ливии четко сформировались две мощнейшие силы, которые и сошлись в битве за контроль над страной.
Столицу страны, город Триполи, контролирует Правительство национального согласия Фаиза Сараджа. Они придерживаются идеологии умеренного исламизма и пользуются поддержкой Катара, Турции и Судана. Основная зона его влияния запад страны. Это правительство считается международно признанным, однако его положение нельзя назвать хорошим: на протяжении едва ли не года бои ведутся на подступах к главному городу Ливии, потеря которого будет означать крах Сараджа.
Атаку на Триполи возглавляет фельдмаршал Халифа Хафтар, который выступает за светский путь развития страны. Несмотря на то, что по словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова Россия «никогда не пыталась ставить на кого-то в Ливии», симпатии Москвы все же явно на стороне фельдмаршала, который неоднократной посещал нашу страну. Кроме того, на стороне Хафтара активно действовали Египет и Объединенные Арабские Эмираты. Парадокс в том, что сейчас в мире признаны сразу два ливийских правительства: Хафтар буквально на днях посетил Рим, где с ним вели переговоры не как с террористом, а как с официальным делегатом Палаты представителей Ливии.
Сейчас напряжение вокруг ливийской столицы обострилось до максимума: незадолго нового года Хафтар объявил о начале решительного штурма Триполи. С одной стороны, он сделал это не в первый раз — еще в апреле 2019 года фельдмаршал провозгласил марш на Триполи. Однако тогда атака увязла в оборонительных построениях сторонников Сараджа. Тем не менее, в этот раз события развивались активнее и успешнее: уже вскоре поле начала наступления сторонники Хафтара начали оказывать серьезное давление на столицу с юга, а в центре страны был отбит крупный портовый город Сирт, и это заставило правительство национального согласия запросить помощи у Турции.
Анкара заявила о готовности отправить военную помощь Сараджу, однако по результатам переговоров с Россией отказалась от идеи вмешательства в ливийский конфликт. Вместо этого стороны настояли на заключение перемирия, которое, как минимум на бумаге, поприветствовали обе стороны. В полночь 12 января стрельба прекратилась, хотя обе стороны не прекращали обвинять друг друга в нарушениях режима прекращения огня. Даже сейчас заключенное перемирие нельзя считать стабильным.
В первую очередь данная пауза невыгодна Хафтару, который владел инициативой и мог надеяться на скорое завершение войны. В то же время, договориться с укрепившимся в Триполи правительством Сараджа будет ощутимо труднее. Халифа Хафтар хочет продолжать бои, и не факт, что он в этом одинок. Мира и спокойствия у своих границ хотят и Алжир, и особенно Египет, который не перестает поддерживать армии Хафтара. Похожую позицию занимает и ОАЭ. Скорее всего, если Россия сможет убедить обоих этих игроков поддержать ее позицию, перемирие может стать стабильным, но если нет, то данная пауза может оказаться лишь небольшой передышкой перед финальной схваткой. Воевать настроены и те, и другие, в конце концов, не просто же так официальный Триполи требует от войск Хафтара отойти от тех позиций, которые они заняли в ходе наступления: требование априори не выполнимое и направленное на дальнейшую эскалацию конфликта.
Читайте также: Путин ответил на вопрос о российских наемниках в Ливии