Турецкая интервенция в Ливии: будут ли отправлены сирийские боевики

Удастся ли избежать столкновения интересов Турции и России в Северной Африке

Турецкий парламент на чрезвычайной сессии большинством голосов высказался в четверг, 2 января, за предоставление президенту Эрдогану однолетнего мандата на отправку военного контингента в Ливию для помощи триполийскому Правительству национального согласия. Эти планы вызвали острую реакцию в Египте, Греции, Израиле и США.

Удастся ли избежать столкновения интересов Турции и России в Северной Африке

За оказание военной помощи контролирующему Триполи Правительству национального согласия (ПНС) проголосовали 325 депутатов турецкого парламента, против - 184.

Несмотря на такие результаты голосования, речи о немедленной отправке турецких военных в Ливию пока не идет. Речь пока идет о том, что турецкие ВМС могут защищать Триполи, а турецкие военные окажут поддержку силам триполийского правительства в плане обучения и координации.

Зато ходят слухи о том, что турки `серьезно изучают возможность переброски на помощь своим ливийским союзникам бойцов сирийской вооруженной оппозиции. «В настоящее время Турция не отправляет (сирийских повстанцев) в Ливию. Но проводятся оценки и проводятся встречи по этому вопросу, и есть тенденция идти в этом направлении », – цитирует Reuters высокопоставленного турецкого чиновника. Между тем, «Сирийская обсерватория по правам человека» со ссылкой на источники, сообщила, что 300 протурецких сирийских боевиков были перевезены в Ливию, а другие проходят подготовку в турецких лагерях. Впрочем, сообщения этой «обсерватории» редко отличаются непредвзятостью и правдивостью. Тем не менее, в социальных медиа на днях появились видеоролики, на которых бойцы сирийской оппозиции занимают позиции к югу от Триполи, а человек с AK-47 в руках заявляет, что «Свободная сирийская армия в Ливии защищает ислам». В триполийском Правительстве национального согласия появившиеся в Интернете ролики называют фейковыми и утверждают, что они были сняты не в Ливии.

«Мы не вмешиваемся в события в Ливии, мы просто отвечаем на запрос о помощи со стороны международно признанного правительства», – заявил парламенту перед голосованием спецпредставитель Эрдогана в Триполи Эмруллах Ишлер.

Формальной основой для отправки войск в Ливию служит подписанное в ноябре 2019 года соглашение о военном сотрудничестве между Турцией и ливийским Правительством национального согласия, подписанное в ходе визита главы ПНС Файеза Сараджа в Анкару. Это не единственная договоренность, достигнутая между Турцией и триполийским правительством. Было заключено также турецко-ливийское соглашение о разграничении морских исключительных зон (что имеет важное значение для разработки нефтяных и газовых месторождений и что вызвало резкую реакцию со стороны Европейского Союза, поскольку соглашение поддерживает позицию Турции в конфликте с Кипром из-за месторождений природного газа).

Не стоит забывать, что Ливия в прошлом была частью Османской империи, но была потеряна турками в результате итало-турецкой войны. Тем не менее, исторические связи между Турцией и Ливией трудно игнорировать.

Напомним, что после ликвидации Джамахирии Ливия оказалась ввергнута в междоусобицу и фактически расколота: западную часть страны, с центром в Триполи, контролирует признанное ООН правительство Файеза Сараджа, а восточную часть – парламент, пользующийся военной поддержкой армии под командованием маршала Халифы Хафтара. Отряды Хафтара с апреля 2019 года ведут осаду Триполи, но не могут установить контроль над столицей. При этом ПНС пользуется поддержкой со стороны Турции, Катара и Италии, тогда как Хафтара поддерживают Египет, ОАЭ, Франция. Несмотря на то, что Запад обвиняет Россию в поддержке (в том числе и военной) формирований маршала Хафтара, Москва утверждает, что поддерживает контакты со всеми силами, задействованными в ливийском внутриполитическом конфликте – как с парламентом в Тобруке, так и с правительством в Триполи.

Тем не менее, решение Турции направить войска в Ливию вызывает опасения, что интересы Анкары и Москвы в этой североафриканской стране могут столкнуться самым драматическим образом. Тот же Эрдоган ранее указывал на наличие 2000 российских и 5000 суданских наемников в рядах формирований маршала Хафтара и заявлял: «Было бы неправильно, если бы мы молчали насчет всего этого».

Как ожидается, 8 января состоятся переговоры между президентами двух государств, в ходе которых Реджеп Тайип Эрдоган и Владимир Путин обсудят координацию действий в Ливии. В конце концов, опыт подобной координации был уже продемонстрирован (и продолжает демонстрироваться) в Сирии, где присутствуют воинские контингенты России и Турции. При том, что цели и задачи двух стран в регионе как минимум не всегда совпадают, военным Турции и России не только удается избегать конфронтации, но и проводить (в соответствии с Сочинскими соглашениями) совместное патрулирование ряда территорий и т. д.

Планы Анкары устроить военную интервенцию в Ливии вызвали не слишком позитивную реакцию в Вашингтоне. Через несколько часов после голосования в турецком парламенте президент Дональд Трамп в ходе телефонного разговора призвал своего коллегу Эрдогана не отправлять войска в Ливию, поскольку «внешнее вмешательство усложняет ситуацию».

Более жестко осудили готовность Анкары вмешаться в ливийский конфликт в Каире. «Такое вмешательство негативно скажется на стабильности в Средиземноморском регионе, и Турция будет полностью нести за это ответственность», - говорится в заявлении египетского МИДа. Любое турецкое военное вмешательство в Ливию «угрожает национальной безопасности арабов в целом и национальной безопасности Египта в частности», говорится в заявлении.

О том, что турецкое вторжение является «опасной угрозой региональной стабильности», говорится и в совместном заявлении лидеров Греции, Кипра и Израиля.

Читайте материал: Убитого генерала Сулеймани опознали по кольцу: чем ответит Америке Иран

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру