Лукашенко потребовал от России газовых льгот за Чернобыль

Президент Белоруссии шантажирует Москву атомной катастрофой советского периода

Александр Лукашенко заявил, что намерен искать альтернативу российскому газу и нефти. По словам белорусского президента, это произойдет, если не удастся решить с Москвой вопрос стоимости углеводородов. В качестве аргумента, который должен обеспечить Минску льготный режим импорта российских энергоресурсов, он приводит аварию на Чернобыльской АЭС, в результате которой его страна пострадала больше всего. Эксперты называют эскападу Лукашенко политическим шантажом и считают, что закупка нефти и газа на стороне обойдется Минску куда дороже, нежели традиционные поставки из нашей страны.

Президент Белоруссии шантажирует Москву атомной катастрофой советского периода
Фото: president.gov.by

«Я все равно буду искать альтернативу. Ее надо искать. От руководства России я этого не скрываю», — заявил Лукашенко. «Как можно организовать экономику, если мне говорят, что цена на газ должна быть $152 доллара? Она не может такой быть, потому что мы без таможенной пошлины торгуем. На последних переговорах я сказал: давайте ваши цены, мы будем платить. Но если российский рынок в 25 млн тонн нефти и в 22 млрд кубов газа уйдет куда-то, вы на меня не обижайтесь», — заявил Лукашенко. В то же время глава Белоруссии призвал Россию помнить о братстве восточнославянских народов и не торговаться в цене на «голубое топливо».

По мнению директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, энергетические претензии Лукашенко к России и его угрозы о поиске альтернативного источника энергоресурсов выглядят достаточно странно. Недовольство Батьки касается отказа Москвы от торговли газом за российские рубли — наша страна в качестве платы за поставки «голубого топлива» настаивает на американских долларах, в которых определяются международные котировки основных видов сырья. В III квартале этого года средняя цена реализации тысячи кубометров российского топлива в ЕС, исходя из отчета «Газпрома» по МСФО, в годовом выражении действительно рухнула более чем на 30%. Однако и сейчас стоимость российского экспортного газа составляет около $170 за тысячу кубов. «Цены, которые предоставляет Белоруссии наша страна, являются самыми низкими — остальным покупателям приходится ориентироваться на мировые котировки, — отмечает эксперт. — Конечно, Минск мог бы закупать газ в Европе по реверсным схемам, однако это было бы все равно топливо российского происхождения и вряд ли европейские трейдеры пошли бы на ценовые уступки Белоруссии. Энергоресурсы из Европы оказались бы дороже на $10-15 за тысячу кубометров, чем прямые закупки в нашей стране».

В отношении поставок нефти, по мнению Пикина, слова Лукашенко звучат еще более загадочно. Действительно, каждый год Белоруссия импортирует до 25 млн тонн российской нефти. Для обеспечения внутреннего рынка Минску хватает лишь 6 млн тонн, тогда как остальные объемы соседняя страна перерабатывает и реэкспортирует, зарабатывая на подобных сделках до $3 млрд в год. В свои очередь, пошлины от перепродажи нефтепродуктов, которые Россия пока не взимает, Белоруссия оставляет в своем федеральном бюджете. В 2024 году Москва намерена завершить налоговый маневр — перераспределение внутренних фискальных сборов в топливной отрасли, в результате которого скрытое субсидирование белорусской экономики прекратится и Минску придется расплачиваться за сырье по мировым ценам. «Лукашенко это явно не нравится. Однако его претензии к России, скорее, напоминают политический шантаж. Это имитация экономического диалога. Возможно, Саудовская Аравия сможет предложить Белоруссии некоторые скидки на «черное золото», однако диапазон этих скидок будет варьироваться в пределах $1-2 за баррель и существенной экономии Минск не получит», — отмечает Пикин.

Кроме того, по мнению эксперта, крайне неопределенно выглядят аргументы Лукашенко, которые он приводит в пользу предоставления очередных скидок за российские углеводороды. По словам белорусского президента, Минск имеет право на льготную цену на газ, поскольку на Белоруссию пришлось 80% последствий от взрыва Чернобыльской АЭС, за который Россия несет ответственность как правопреемница СССР. «Чернобыльскую станцию кто строил? Не Беларусь. Кто ее эксплуатировал? Не Беларусь. Кто ее взорвал? Не Беларусь. А 80% горя упало на нас, чуть-чуть на Брянскую область, немного на Украину», — возмущается Лукашенко.

«Это заявление оценивать достаточно сложно. Но еще сложнее пользоваться подобными тезисами спустя три с лишним десятилетия после катастрофы, — иронизирует старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. — С таким же успехом, Лукашенко мог бы привести пример всемирного потопа и исходя из его последствий настаивать на предоставлении льготных цен на российское топливо».

Читайте также по теме: "Лукашенко назвал Запад и НАТО гарантами целостности Белоруссии"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру