Первое заседание ТКГ после состоявшегося 9 декабря саммита в Париже и последнее в этом году оказалось полностью провальным. Хоть и продолжалось оно до позднего вечера, результатов достигнуть не удалось ни по одному вопросу. Даже в таком вопросе, как обмен пленными, вдруг возникло непонимание. По версии украинских СМИ, началось с того, что Киев попросил убрать из списков на обмен 11 сотрудников подразделения «Беркут». Переговорщики от самопровозглашенных республик отказались это делать — и процесс застопорился.
У представителей ДНР другая версия. По словам представительницы самопровозглашенной республики Дарьи Морозовой, Киев намеренно затягивает процесс, предложив формулу «всех осужденных на всех осужденных», вместо прописанной в парижском коммюнике формулы «всех установленных на всех установленных». Украинская сторона ссылается на то, что необходима «процессуальная очистка» людей, которые подлежат обмену. В самопровозглашенных республиках говорят, что все подготовительные действия выполнили. При этом прежде Украина спокойно передавала лиц даже без удостоверения их личности и документов, подтверждающих уголовное преследование.
Поскольку следующая встреча контактной группы назначена на 16 января, уже ясно, что долгожданного обмена до Нового года не будет.
Кстати, по данным социологов группы «Рейтинг», уровень одобрения действий Владимира Зеленского после встречи в «нормандском формате» вырос на 9% — с 53 до 62%. Эксперты называют это «авансовым ростом», который вызван надеждами на мир после встречи с Путиным, но если реальных подвижек не будет, то рейтинг президента снова упадет.
Константин Бондаренко, председатель правления фонда «Украинская политика»:
— Встреча в «нормандском формате» задала стратегический вектор, но в Минске немного другие задачи — и иногда доминируют разные политические пристрастия. Стороны пытаются выторговать лучшие условия и завысить планку. Так было и раньше. Вспомним хотя бы переговоры по «формуле Штайнмайера» — сначала они не смогли договориться, но через неделю пришли к соглашению. В принципе если будет воля президента и желание получить конкретный результат, то и в этом вопросе будут подвижки. Сейчас стороны взаимно обвиняют друг друга, есть какие-то тактические моменты, но главное — чтобы стратегические задачи в итоге не были перечеркнуты этими деталями.
Ростислав Ищенко, украинский политолог:
— Украинская сторона не готова к обмену. Им необходимо выработать механизм юридической очистки этих лиц. Ну пусть вырабатывают. Возможно, раньше передавались лица без этой процедуры. Я не говорю, что теперь они никогда не согласуют списки на обмен. Не договорились сейчас — договорятся в следующий раз.