На ежегодной пресс-конференции Владимир Путин впервые раскрыл детали вердикта Стокгольмского арбитражного суда о взыскании с «Газпрома» в пользу «Нафтогаза» около $2,6 млрд за якобы несправедливо высокие тарифы, которые российская монополия назначала украинской стороне в период с 2010 по 2013 год. Это решение, по словам главы государства, мотивировано политическими соображениями, так как обосновано «тяжелым экономическим положением Украины». «Это чушь какая-то», — прямо заявил Путин.
Стоит напомнить, что речь идет о претензиях «Нафтогаза», с которыми украинская корпорация обратилась в Стокгольмский арбитраж в июне 2014 года. Он касался ценовых условий поставок «голубого топлива». Киев настаивал на том, что постоянно переплачивал за российский газ, поскольку соглашение о поставках было заключено предыдущим руководством Украины, которое, дескать, плясало под дудку Москвы и не оценивало реальную рыночную стоимость сырья. В декабре 2017 года Стокгольм частично удовлетворил претензии Киева и присудил «Газпрому» выплатить компенсацию. Все попытки российской компании обжаловать это решение не увенчались успехом. С учетом процентов и пени долг вырос до $3 млрд, которые «Нафтогаз» пытается взыскать путем ареста активов «Газпрома» в Швейцарии, Великобритании, Нидерландах и Люксембурге.
Это не последние газовые претензии Киева к России: еще почти $12 млрд он требует выплатить в виде компенсации за якобы недоплаченные «Газпромом» транзитные тарифы. Кроме того, Антимонопольный комитет Украины оштрафовал российскую монополию на $7 млрд за злоупотребления на внутреннем энергетическом рынке Незалежной.
Вместе с тем существуют долговые обязательства Украины перед Россией по еврооблигациям, выпущенным Незалежной в конце 2013 года и купленными нашей страной. Отдавать и даже платить по ним проценты Киев не собирается, объясняя, что ценные бумаги были выпущены под давлением Москвы. Последние судебные слушания по этому спору состоялись 12 декабря в Верховном суде Великобритании, который признал российский прессинг в отношении Украины при размещении этих ценных бумаг. В настоящее время суд удалился «на обсуждение и обдумывание дела». Сроков вынесения решения служители британской Фемиды не называют.
Как полагает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, схема взаиморасчетов по российско-украинским газовым обязательствам, обозначенная Путиным, вполне осуществима. «В феврале 2018 года, когда Стокгольмский арбитраж подтверждал свое решение о долге «Газпрома» перед «Нафтогазом», суд учел предыдущие претензии российского монополиста к украинской компании за ранее неоплаченное топливо, и сумма требований была снижена на $2 млрд. Теоретически в нынешней ситуации можно повторить взаимозачет претензий. Хотя для того, чтобы его формально узаконить, придется потратить немало времени: даже при достижении устной договоренности, скорее всего, последуют дополнительные судебные разбирательства, причем в самых различных европейских инстанциях», — считает эксперт.
Читайте материал "Секретный код Путина: президент послал важные политические сигналы"