Начальник Генштаба отметил также, что российская Арктика и Севморпуть относятся к зоне ответственности Северного флота. Он является межвидовым оперативно-стратегическим объединением, что приравнивает его по статусу к любому из четырех военных округов. И этот флот будет и дальше развиваться.
Может ли столь однозначная позиция в отношении иностранных военных кораблей спровоцировать вооруженное противостояние в Арктике? Позицию Генштаба «МК» прокомментировали эксперты.
По мнению председателя президиума общественной организации «Офицеры России», Героя РФ генерал-майора Сергея Липового, Северный морской путь является главной морской коммуникацией России в Арктике.
— Дело даже не в том, что наши Вооруженные силы полностью обеспечивают безопасность судоходства в Арктике, а в том, что ни у кого, кроме нас, просто нет ресурсов для полноценного нахождения в регионе. Ведь Арктика — это особое место, там сложные климатические условия, трудная навигация. И только наша страна может дать всем проходящим там кораблям правильную информацию по навигационной, ледовой, метеорологической и гидрографической обстановке. Генерал напомнил, что «у тех же американцев практически нет судов необходимого класса — что уж говорить об остальных».
— Это, кстати, стало причиной отказа от арктических учений США в конце прошлого года — ведь в случае поломки в высоких широтах экипаж единственного американского ледокола был бы вынужден обратиться за помощью к России, — пояснил Сергей Липовой.
В свою очередь, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН, доцент Северо-Восточного федерального университета (Якутск) Дарьяна Максимова сказала «МК», что Россия располагает полным правом контролировать прохождение иностранных судов по Северному морскому пути.
— Севморпуть — это наши внутренние воды, которые определены международным правом. Порядок прохода этим путем определяется внутренними российскими правилами. У нас есть специальная структура — администрация Севморпути, которая принимает заявки и дает разрешение судам на его проход. Самая главная цель — обеспечение мирного судоходства.
Эксперт рассказала, что в международной практике случались споры вокруг использования подобных морских артерий — например, в Северной Америке между США и Канадой.
— В 70–80-х годах у этих стран была проблема в отношениях. США хотели пользоваться северо-западным морским проходом в Канадском арктическом архипелаге. Главным условием со стороны Канады было прохождение судов с поднятым флагом в мирных целях, — рассказала Дарьяна Максимова, которая является исполнительным директором Северного форума. — В 1988 году было заключено соглашение между Канадой и США, которое устанавливало правила прохода американских ледоколов и кораблей. Единственное, там не было оговорено прохождение подводных лодок.
— У нас есть подобные соглашения с кем-либо?
— У нас нет такого соглашения ни с одной из стран. Так что, повторю, правила пользования арктическим маршрутом определяются администрацией Севморпути, которая либо разрешает проход, либо нет. В зависимости от того, с какими целями идут суда.
С учетом того, что страны НАТО, например Норвегия, активизировали военную деятельность на арктическом направлении, возможно, стоит подумать о каких-то дополнительных договоренностях. Они могли бы снизить напряженность в отношениях, допустим, в вопросе проведения в Арктике военных учений.
— В последние годы Северный флот активно восстанавливает военную инфраструктуру в Арктике. С чем это связано?
— Военные базы на Севморпути — это вопрос национальной безопасности, это наша пограничная зона. И укреплять наши рубежи, безусловно, надо.