Обычно так оно и бывает. По результатам такого рода мероприятий то дорогу где-то на селе проведут, то больничку откроют, то ребеночку щеночка подвезут. Но это все радости локальные, а хочется чего-то глобального – чтобы подарок был сразу всем, ну или, по крайней мере, многим.
Прецеденты есть – причем сравнительно недавние. В декабре 2017 года на подобном же мероприятии президент объявил о «налоговой амнистии» для россиян, согласно которой были списаны долги физлицам по имущественному, земельному и транспортным налогам, образовавшимся до 1 января 2015-го, и долги индивидуальным предпринимателям, которые накопились к 1 января 2017-го. Та налоговая амнистия коснулась 42 млн россиян, а масштаб списания, по разным оценкам составил от 60 до 150 млрд руб.
В преддверии нынешней большой пресс-конференции Путина в политологических кругах упорно муссировались слухи о том, что непременно будет какой-то подарок от властей народу: слишком уж он истомился от несладкой жизни и отсутствия хороших новостей. Все запоминающиеся глобальные новости «сверху» за последние годы носили отрицательный оттенок – то пенсионный возраст поднимут, то НДС взвинтят...
В общем, есть мнение, что в массах зреет недовольство. Вот якобы «близкие к телу» мыслители и надумали уравновесить весь этот негатив каким-нибудь значимым подарком под Новый год, чтобы народец не разуверился в волшебной силе Деда Мороза. Так ли все обстоит на самом деле – не ведаем, но, изучив «информационный шум» за последние месяцы, мы рискнули составить собственный рейтинг возможных позитивных шагов властей навстречу своим гражданам.
Списать все долги по кредитам и коммуналке.
Разумеется, об этом мечтают десятки миллионов россиян, которые набрали кредитов в надежде на «лучшие времена». Времена эти пока явно не наступили, долги гасить надо, а не из чего: реальные доходы и зарплаты, мягко говоря, не растут. Цена полного списания – 13-14 трлн рублей: это три четверти годового бюджета страны. Понятно, что правительство на такой шаг не пойдет. Однако, могут быть варианты – в частности, списать долги не все и не всем подряд, а выборочно. Например, только перед микрофинансовыми организациями и только до определенной суммы, или – только по ЖКХ и только до 2019 года. Это уменьшит правительственный траты на порядок или даже на два. Но сделает миллионы людей счастливыми.
Объявить налоговую амнистию по долгам малого и среднего бизнеса.
Такую идею озвучил не так давно бизнес-омбудсмен Борис Титов. Потери бюджета от такого действия будут относительно невелики – чай, не «Газпром» от выплат освобождают. Зато сотни тысяч малых предпринимателей (и миллионы членов их семей) вздохнут с облегчением и вновь обретут веру в будущее, почти окончательно задавленную за последние годы.
Освободить людей живущих за чертой бедности от уплаты 13-процентного НДФЛ.
Буквально на днях подобную идею поддержал, выступая в Совфеде, глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Бедных у нас много – порядка 20 миллионов по официальным данным, но легально получают они сущие гроши. И 13 процентов от этих грошей погоды в налоговых поступлениях в бюджет явно не делают. Зато можно блистательно решить задачу борьбы с бедностью, которую президент ставил в своем знаменитом майском указе.
Провести индексацию пенсий работающим пенсионерам.
Отсутствие подобной индексации (она происходит только виртуально – в базе Пенсионного фонда РФ) стало едва ли не главным отрицательным моментом пресловутой пенсионной реформы. Согласно официальным данным, у нас свыше 7 млн работающих пенсионеров и им на индексацию потребовалось бы порядка 340 млрд рублей в год. Эти деньги власти вполне в состоянии подарить пожилым труженикам, осчастливив их на новый год.
Довести пособия по безработице до прожиточного минимума.
Максимальный размер пособия по безработице – 4,9 тыс рублей. Прожиточный минимум – в районе 12 тысяч. Официальных безработных у нас крайне мало - менее 4% от всех трудящихся, под 700 тысяч человек. А мало их как раз потому, что стремиться к получению пособий – бессмысленно: на них все равно не проживешь. Если бы власти сделали шаг в сторону этих обездоленных, потерявших работу людей – с них бы не убыло. А миллиону-другому россиян это реально помогло бы.
Насколько реально, что хотя бы одна из них вышеназванных мер будет-таки озвучена Владимиром Путиным на большой пресс-конференции? Тут я позволю себе высказать свое, сугубо оценочное суждение. По мне, так шансы на любой из подобных подарков равны нулю. И не потому, что у властей нет денег - их полно: и в профицитном бюджете, и в Фонде Национального благосостояния, и в резервах Центробанка. Счет идет на десятки триллионов рублей.
Но вся логика действий властной вертикали последних лет направлена отнюдь не на раздачу подарков, а на то, чтобы еще что-то отобрать или еще что-то запретить. И если вдруг глава этой самой вертикали возьмет, да и изменит сложившийся тренд – это будет настоящее чудо, воистину достойное Деда Мороза. Только лично я в чудеса с детства не верю, да и год нынче не предвыборный…
Читайте материал «Заморозка пенсионных накоплений стала шулерской игрой государства»