Съезды «Яблока» обычно бывают очень изнурительными, и 21-й не стал исключением. Первый день работа длилась 15 часов: с половины 11-го утра до половины второго ночи.
Открыл съезд Явлинский выступлением о необходимости обновления. «Мы должны стать современной партией, — отметил он, — иначе у нас нет будущего. Совершенствование и построение партии в новых условиях — главная задача нового председателя партии».
Избрание этого нового председателя было, конечно, главным вопросом повестки. Изначально на пост претендовали трое — Эмилия Слабунова, Лев Шлосберг и Николай Рыбаков. Позже были выдвинуты еще два кандидата: Олег Виноградов, председатель Ярославского отделения «Яблока», и Олег Новиков, член Московского отделения.
Обсуждение кандидатур, вопросы к ним, дискуссия длились шесть часов подряд. Бюллетени для голосования делегаты съезда получили уже после полуночи. Голоса считали КОИБы, а потом еще для верности их пересчитали вручную. За Рыбакова было подано 69 голосов, Шлосберг получил 40, Слабунова 19. Новиков и Виноградов получили по два (вероятно, они голосовали за себя и друг за друга).
Интрига сохранялась до конца. Шансы на победу у всех троих казались почти равными. Разумеется, у каждого из кандидатов были (и остаются) убежденные сторонники, но победить должен был тот, кому достанутся голоса колеблющихся делегатов — именно они формировали решающее большинство.
На предыдущем съезде в 2015 г. эти колеблющиеся отдали победу Слабуновой, боровшейся тогда со Шлосбергом, потому что в ходе дискуссии Явлинский сказал, что сам он будет голосовать за нее. Но сейчас он уже ничего такого не говорил, а когда началось обсуждение кандидатур, даже оставил свое место в президиуме, пересев в зал.
Сейчас против Слабуновой сыграл ее невероятно длинный отчет о работе партии за прошедшие четыре года. С ним она выступила перед выдвижением кандидатов. Отчет продолжался два с половиной часа. После этого перспектива получить такое же удовольствие через четыре года уже мало кому казалась привлекательной.
Шлосберг очень много говорил о себе — о своих предках, родителях, непростой биографии. В принципе это было интересно. Но у него, к сожалению, оказались не очень-то современные агитационные материалы. К съезду Шлосберг издал газетный номер, в котором всякие хорошие люди высказывались о нем в положительном ключе и предлагали за него голосовать. Это был такой традиционный «олдскул» ХХ века. Но не ХХI.
Рыбаков, наоборот, подошел к агитации очень творчески, чем, вероятно, и тронул сердца колеблющихся.
К съезду он подготовил плакаты «Свободу всем политзаключенным!» и разложил их на столах перед делегатами. Во время выступления Рыбаков говорил о своей программе, задачах партии и, в частности, о политзаключенных, за свободу которых партия будет неустанно бороться. И в этот момент поднял свой плакат и всех делегатов тоже попросил их поднять.
И все подняли, конечно. И оглянулись и посмотрели друг на друга и на свой съезд. На сотни рук с одинаковыми плакатами. И буквально кожей ощутили единство. «Это было очень сильно, — рассказал потом корреспонденту «МК» один из делегатов съезда. — Я не сентиментальный человек, но у меня аж слезы навернулись».
Николай Рыбаков — четвертый председатель, возглавивший «Яблоко» за всю его 26-летнюю историю. Партии КПРФ и ЛДПР, которым примерно по столько же лет, председателей не меняли ни разу. Других политических ровесников у «Яблока» в живых не осталось, все они так или иначе завершили существование.
Николай Рыбаков родом из Питера, по профессии экономист, окончил Питерский университет путей сообщения. Избирался муниципальным депутатом, руководил экологическим правозащитным центром «Беллона». Член «Яблока» с 1995 г., последние пять лет был заместителем председателя и возглавлял Единый избирательный штаб партии. На выборах-2019, кстати, все кандидаты партии прошли в Мосгордуму, сейчас там четыре яблочника.
В целом по стране в законодательных собраниях субъектов Федерации сегодня работают 13 депутатов — членов «Яблока», в законодательных собраниях столиц субъектов Федерации — 9 членов партии, и 374 яблочника являются депутатами местного самоуправления.