Надежда на мир у донецких - это нечто нерациональное, не совсем адекватное, из области простой веры в чудо. Все вокруг ведь довольно четко намекало, что надеяться на какую-то деэскалацию и возвращение к нормальной жизни просто наивно.
Местные каналы буквально каждый день с 29 октября сообщали очередные новости об украинском «плане депортации народа Донбасса», народный совет ДНР на шестой год войны вдруг принял закон о границе, Денис Пушилин тоже вдруг в декабре 2019-го заговорил о срочной необходимости менять местную Конституцию, чтобы убрать украинский язык как второй государственный.
Эти сигналы люди, которые проживают здесь безвылазно, считывают безошибочно. Кто не силен в «политике», слушает канонаду за окном - в последние пару месяцев грохот под аэропортом снова стал слышен. Но вера - дело иррациональное….
"Слышал, в офисе банка Ахметова люди появились и что-то там готовят в здании на бульваре Пушкина?» - с надеждой спрашивает меня знакомый доктор Андрей. В Донецке количество слухов на квадратный метр зашкаливает, теперь вот заговорили о возможном возвращении коммерческих банков. "Если "банк Ахметова" возвращается, значит скоро мир, знают они же что-то знают!" - поддерживает Сашу супруга.
Я был на бульваре Пушкина: нет там никакой подготовки к возвращению «бывших», но разочаровывать хороших людей не хочется.
Семья моих знакомых из «временно выезжающих». Лето Андрей и Мария провели у детей в Киеве, а на отопительный сезон поехали в собственный небольшой дом, на «копеечную» донецкую коммуналку, провели газ, обустроились и начали ждать мир. «У Зеленского все получится, он не Порошенко, он договорится с Россией!» - убеждали они меня в правильности своего «стратегического» переезда из Киева в Донецк еще в ноябре. Они пенсионеры, оформили пенсию в ДНР, муж еще и работает - опять же мир скоро…
Утром 10 декабря Андрей далеко не с первого раза берет трубку: «Знаешь, не хочу говорить!».
Жить в Донецке сейчас - это всегда надеяться на лучшее и не обращать внимание на мелкие неприятности. Но раздражение копится и прорывается в самые неожиданные моменты. «Достало! - рассказывает при встрече Таня, мой знакомый социальный работник из Макеевки. - Поверишь, я на политику и все остальное обычно внимания не обращаю, но тут вот как взорвалось что-то! Пошли с подругой в субботу, выходной день, просто рядом с домом в кафе - мороженое съесть, потрепаться... И тут они ровно в 21-00 свет в зале выключают! Ну достали же!!! Я так орала! Шестой год вроде война, но вот вдруг так сорвалась по мелочи, что аж неудобно…»
Муж Татьяны торгует сантехникой на местном рынке, держит пару точек. У ее подруги тоже вполне благополучная по местным меркам семья, просто посидеть с мороженым и бокалом вина рядом с домом бывшие одноклассницы могут себе позволить не только в выходной, благо до родного подъезда от кафе рукой подать. Вот только комендантский час с 23-00 предполагает, что поварам и официантам из кафе надо вовремя добраться домой, а общественный транспорт после 19-00, да еще и в выходной, ходит откровенно плохо. Люди не хотят ночевать в райотделе милиции и ищут варианты как бы побыстрее «попросить» засидевшихся клиентов - ну, выключили свет в зале, бывает такое…
Но моя подруга признается, что впервые задумалась об отъезде из ДНР, хотя понимает - нервы, накопилось… Она тоже очень надеялась, что «все скоро наладится».
«Будем жить как жили. Стабильность» - написал во вторник утром после саммита в Париже в своем телеграмм-канале бывший командир бригады «Восток» Александр Ходаковский. Для донецких новость «все пока остается как было» - плохая, не оптимистичная, что в понедельник, что во вторник…
Читайте репортаж из Парижа «Путин и Зеленский разошлись по главным вопросам»