Ресторан «Сан-Ремо» - это «культовое» место в Абхазии. Он находится в самом центре Сухума, на набережной Махаджиров, в здании красивейшей гостиницы «Рица», в двух шагах от знаменитой «брехаловки». Когда-то и сама гостиница носила название «Сан-Ремо». Здесь всегда много отдыхающих, а сухумчане, совершая ежевечерний променад, забегают выпить чашечку кофе. 22 ноября в этом оживленном месте трое неизвестных в масках, одетых в камуфлированную форму, открыли огонь из автоматов по группе лиц, сидевших за столиком на летней веранде. Стрельба велась из автомобиля, который позже был найден горящим в районе рынка. Очевидцы утверждают, что лица, сидевшие за столиком, отстреливались.
В результате инцидента два человека погибли: Астамур Шамба, который умер на месте, и Алхас Авидзба, скончавшийся в больнице на операционном столе. Трое пострадавших доставлены в больницы. Официантка, обслуживавшая столик – 22-летняя Доминика Акиртава получила ранение в голову и находится в тяжелом состоянии. Жизни еще двоих раненых - Рустама Шамба и Сергея Иванова , по словам медиков, ничто не угрожает.
Произошедшее вызвало взрыв возмущения в Абхазии. Президент потребовал от глав силовых ведомств скорейшего раскрытия преступления и задержания виновных. Однако по «горячим следам» преступников задержать не удалось. Не исключено, что они уже покинули Абхазию.
В понедельник 2 декабря в Сухуме на площади Свободы состоялся митинг, в котором приняли участие около 300 человек – по большей части родственники убитых. Они потребовали отставки главы МВД, обвинив его в причастности к преступлению. На митинге выступили и представители оппозиции, в частности, экс-министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба. Требование митингующих было удовлетворено в тот же день.
Значит ли это, что власть всерьез обеспокоилась криминогенной ситуацией в республике и взялась искоренять организованную преступность? Может быть, и так. В преступлении, совершенном на набережной Махаджиров, пострадали невинные, случайные люди. Однако есть мнение, что те, кто был, видимо, главной мишенью преступников, также могли представлять немалый интерес для правоохранительных органов. Мои собеседники в Абхазии утверждают, что убитые Астамур Шамба и Алхас Авидзба были «ворами в законе», известными под прозвищами Астик (Шамба) и Хасик (Авидзба). По информации сайта «Прайм Крайм», они были ближайшими «сподвижниками» вора в законе Пызы (настоящее имя Рауль Барцба), который считается «королем» абхазского преступного мира.
Так что, скорее всего, произошедшее – это эпизод в войне криминальных кланов за контроль над Абхазией. Не секрет, что преступные кланы очень сильны в Абхазии и силовые ведомства практически бессильны перед ними. Их могущество усиливает традиционная «клановая» структура абхазского общества. Ситуация такова, что у каждого абхазского криминального авторитета, помимо многочисленного рода, готового за него в любой момент вступиться, всегда имеется и пара-тройка «приличных» родственников в кабинетах власти и силовых структурах. Поэтому сломать устоявшийся «порядок вещей» чрезвычайно трудно.
Читайте также: Правительство Украины подготовило драконовский Трудовой кодекс