Законопроект, который обсуждала комиссия, в конце сентября внес в Госдуму Сергей Шаргунов (КПРФ). Но рассматривать предложения о внесении изменений в УК без заранее полученных отзывов правительства и Верховного суда запрещается, и инициативу г-на Шаргунова вернули. Тогда он сразу же направил текст законопроекта в две упомянутые высокие инстанции, и стал ждать их вердикта.
Статья 212.1 появилась в УК в 2014 году и прозвана «дадинской» по фамилии первого получившего по ней реальный срок — 2,5 года. В 2017 году Конституционный суд повелел использовать впредь эту статью лишь в тех случаях, если нарушение правил проведения уличных акций «повлекло за собой причинение или реальную угрозу причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности или иным конституционно охраняемым ценностям». Но переписать УК судьи КС не приказали — они лишь не запретили «федеральному законодателю» сделать это, если захочется.
До этой осени не захотелось никому. А предложение депутатов из ЛДПР вообще упразднить 212.1 у контролирующей парламент «Единой России» поддержки не нашло. Но после летних протестов в Москве активист Константин Котов получил аж 4 года лишения свободы лишь за то, что несколько раз за полгода выходил с плакатами на мирные, но несанкционированные акции в поддержку задержанных и подсудимых. Последней каплей, переполнившей чашу терпения правоохранителей, стал его выход на улицу из метро 3 августа со свернутым в трубочку плакатом, торчащим из рюкзака. Приговор судом второй инстанции был оставлен без изменения.
Сергей Шаргунов поставил перед собой задачу «гуманизировать, насколько это возможно», статью 212.1 и привести ее в соответствие с решением КС: смягчить максимальный срок наказания до 3 лет лишения свободы, переведя это преступление из категории средней тяжести в нетяжкое, уменьшить штрафы и отдельно оговорить, что к лишению свободы можно приговаривать лишь в случае наступления опасных последствий.
В отзыве Верховного суда (есть в распоряжении «МК») нет слов вроде «поддерживает» или «не поддерживает». Судьи лишь высказали пару замечаний к юридическому исполнению идеи. По их мнению, если статью 212.1 переписать так, как предлагается, она может «конкурировать» с другими статьями УК — теми, что карают за участие в массовых беспорядках, например. А если сделать преступление нетяжким, как хочет депутат, то не нужна и оговорка про лишение свободы: и сейчас впервые совершивший нетяжкое преступление не может приговариваться к реальному лишению свободы, если отягчающих обстоятельств не было.
Правительство в срок прислать отзыв не смогло — он появился лишь 2 декабря. Из текста документа (есть у «МК») следует: Минюст, Минфин, СК, Росгвардия, МВД и Генпрокуратура против. Почему?
Во-первых, «пояснительная записка к законопроекту не содержит достаточного обоснования необходимости внесения предлагаемых изменений». То есть оснований для смягчения статьи 212.1 в правительстве, видимо, не видят.
Во-вторых, из законопроекта не ясно, должны ли опасные последствия иметь место в каждом из трех случаев совершения административного правонарушения, которые в итоге привели гражданина на скамью подсудимого, или только в последнем, решающем, что «влечет правовую неопределенность».
И, наконец, правительство напоминает, что и сейчас УК предписывает учитывать при назначении наказания «исключительные обстоятельства» и позволяет назначать в связи с ними «более мягкие наказания, чем предусмотрено за данное преступление».
Заметим: в случае с «дадинской» статьей судьи почему-то об этом забывают, и к альтернативным мерам наказания — штрафам, обязательным, принудительным или исправительным работам — практически не приговаривают. Правда, недавно был осужден по статье 212.1 к 400 часам обязательных работ активист в Архангельске, и суд не пересмотрел это решение и во второй инстанции, сообщила правозащитная организация «Агора»…
Г-н Шаргунов сказал «МК», что, как только получит на руки официальное письмо с отзывом правительства, обязательно внесет законопроект в Госдуму заново.