Это противоречит соглашениям в Минске, но зато соответствуют украинскому законодательству. Москва в ответ обвинила Киев в попытке увильнуть от минских соглашений, а в ДНР решили объявить о претензии на украинскую территорию. Атмосфера вокруг переговоров в «нормандском формате» сгущается.
Как заявил украинский лидер, местные выборы в самопровозглашенных республиках проведут только после того, как Киев получит контроль над границей с Россией. При этом минские соглашения предполагают, что сначала в так называемых республиках должны пройти выборы, а только потом решится вопрос с российско-украинской границей.
Зеленский же считает, что из-за наличия в регионе «вооруженных формирований» украинские политики откажутся участвовать в избирательной кампании. Поэтому выборы должны пройти по украинским законам, которые исключают возможность их проведения при наличии боевиков. Вопрос — куда их девать, если те самые «боевики» и есть жители ДНР, имеющие избирательное право? Кто должен решать, кто имеет право голосовать, а кто — нет?
По мнению Зеленского, если этот вопрос будет обсуждаться лидерами «четверки», то он станет одним из самых сложных. Но президент Украины заверил, что при любом исходе переговоров развязывать войну с неподконтрольной территорией Киев не будет. В проведение местных выборов в Донбассе существует еще одна проблема, связанная с «сознанием» местных жителей. По мнению украинских политиков, за годы конфликта, жители ЛДНР настолько изменились, что уж точно не будут голосовать за проукраинские партии.
На заявление украинского лидера обратил внимание директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. По его словам, если украинские законы не позволяют выполнять какие-либо пункты Минских соглашений, то Киеву необходимо пересмотреть законодательство.
Ситуацию не делают проще провокационные заявления со стороны ДНР. Сначала парламент самопровозглашенной республики принял закон «О государственной границе ДНР», согласно которому граница республики соответствует границам «бывшей» Донецкой области. А затем там объявили, что собираются лишить украинский язык статуса государственного, оставив только русский. Глава ДНР Денис Пушилин объяснил необходимость инициативы «интенсивным интеграционным процессом» ДНР с Россией...
Эксперты оценили предложение Зеленского.
Андрей Бузаров, член Общественного совета при МИД Украины:
- Это сигнал всем и внутри страны, и за рубежом — том, что в ближайшее время вряд ли будут возможны выборы на неподконтрольной части страны. Скорее всего, это тему вообще не будут обсуждать на саммите в Париже. Приоритетом сегодня являются не амнистия и выборы, а продолжение процесса разведения войск. Внутри Украины только руководство «Оппозиционного блока» придерживается другого мнения.
Денис Денисов, глава Института миротворческих инициатив и конфликтологии:
- Зеленский - не первый украинский политик, который заявил о границе. На самом деле подобные поползновения делаются из года в год - и не только со стороны Киева. Украина вместе с Западом регулярно пытаются склонить Москву, ДНР и ЛНР к неким компромиссам. Дело в том, что, с одной стороны, все понимают безальтернативность Минских соглашений, а с другой — неспособность нынешней Украины выполнить их. В связи с этим идет процесс поиска отговорок и новых подходов к Соглашениям.
Это тупиковый путь. Во-первых, если Зеленский предлагает передать ему границу до выборов, ДНР и ЛНР могут согласиться, но в ответ выдвинут такое требование, от которого президент Украины до конца своей каденции не сможет заснуть. Во-вторых, то, что Киев выдает за шаги по разрядке ситуации на линии фронта, зачастую является мелким жульничеством. Когда речь идет о демилитаризации, создается впечатление, что это достижение исключительно ВСУ, а ДНР и ЛНР просто номер отбывали.
Если Зеленский действительно хочет завершить конфликт, он должен взять на себя ответственность за выполнение Минских соглашений. Все будет зависеть от наличия у него политической воли. В частности, он должен разобраться с радикалами, которые выступают против мирного урегулирования конфликта. Если же ему это не под силу, пусть попросит посредников — Россию, Францию и Германию. Пока же единственное, о чем могут договориться в Париже - это разведение войск еще в 20 точках на линии фронта».