Коллеги Владимира Путина из бывших союзных республик уже привыкли, что на совместные встречи российский президент, как правило, прибывает последним и традиционно пропускает все неформальные посиделки без галстуков.
Так случилось и на этот раз: пока Александр Лукашенко (Беларусь), Эмомали Рахмон (Таджикистан), Никол Пашинян (Армения) и Косым-Жормат Токаев (Казахстан) закусывали, чем Бог послал, в гостях у Сооронбая Жээнбекова в Бишкеке, ВВП занимался своими делами в Питере.
В аэропорту киргизской столицы борт номер один приземлился только в 2.40 мск (5.40 по-местному времени), однако, несмотря на столь ранний час, Жээнбеков решил лично встретить долгожданного гостя у трапа.
Отношения России и Киргизии несколько напряглись после ареста экс-президента республики Алмазбека Атамбаева и его сторонников. Путина всерьез беспокоит политическая нестабильность и возможность третьей цветной революции в Киргизии. Поэтому г-н Жээнбеков при каждом удобном случае старается убедить ВВП, что все в порядке, и судьба Атамбаева, которому власти в последнее время отказывают даже в свиданиях с женой, не стоит его августейшего внимания.
Собственно саммит ОДКБ начался буквально через несколько часов после прибытия Путина - поспать президенту в ночь со среды на четверг практически не удалось. Из табличек, установленных на столе, следовало, что многомесячный кадровый спор о том, кто и когда станет новым генсеком военного блока, наконец-то разрешился. Армению, которая из-за политических пертурбаций утратила исторический шанс "покомандовать" ОДКБ до середины 2020 года, уломали не сопротивляться и прямо сейчас согласовать кандидатуру белорусского представителя Станислава Зася.
Впрочем, компромисс, очевидно, был найден буквально в последнюю минуту, поскольку Засю организаторы успели предоставить только стул. А водой, соком и бумагами для записи с ним пришлось поделиться Александру Лукашенко.
Из выступлений лидеров выяснилось, что всех (а не только Владимира Путина) не на шутку беспокоит прекращение ДРСМД и неясные перспективы договора СНВ-3, истекающего в 2021 году. Г-н Жээнбеков заявил, что сложившая ситуация вносит неопределенность в существующие механизмы контроля над вооружениями. А это, в свою очередь, может привести к эскалации международной напряженности на почве новой гонки вооружений.
Александр Лукашенко в этой связи напомнил об инициативе Белорусии принять многостороннюю политическую декларацию о неразмещении ракет средней и меньшей дальности в Европе. Кремль, как известно, считает подобную идею своей, и даже разослал предложения о введении моратория лидерам всех стран НАТО (Откликнулся, правда, пока только один Эмманюэль Макрон, а остальные отмалчиваются). Однако спорить с Лукашенко из-за лавров миротворца Владимир Путин предусмотрительно не стал, справедливо решив, что не стоит будить лихо, пока оно тихо.
В своем выступлении батька также разругал НАТО за активность на западных рубежах ОДБК. "Хотя размещенные там войска пока не представляют прямой военной угрозы, однако милитаризация рубежей вынуждает нас вырабатывать адекватные ответные меры дипломатического, информационного и военного характера", - заявил он. На фоне окончательного отказа Беларуси (кстати, единственной из стран ОДКБ!) разместить у себя российскую военную базу, эти слова прозвучали несколько цинично. Но ввязываться в публичную дискуссию опять-таки никто не стал.
Под конец саммита г-н Жээнбеков сложил с себя бразды правления: по его словам, символично, что председательство в ОДКБ переходит к России в год 75-летия окончания Великой Отечественной. Владимир Путин в ответном слове пригласил военные контингенты всех стран блока принять участие в Параде Победы на Красной площади 9 мая и призвал коллег-президентов способствовать распространению объективной информации о роли советского народа в событиях 1941-1945 годов.
Россия, по его словам, намерена использовать свое председательство в ОДКБ, чтобы инициировать разработку новой антинаркотической стратегии на период 2021-25 гг, а также нормативно-правовых актов, которые позволят силам организации участвовать в миротворческих операциях под эгидой ООН. Президент также пообещал поделиться с подразделениями союзников опытом антитеррора, полученным в российскими военными в Сирии: это поможет усовершенствовать оперативные возможности сил ОДКБ.
Амбициозную задачу - принять в блок новых членов Москва перед собой не ставит. Однако, по словам Путина, "намерена содействовать расширению круга друзей нашей организации". Стать "партнером" или "наблюдателем" вроде бы хотели Узбекистан и Сербия, но правовых условий для этого пока нет: документы, регламентирующие присвоение статусов, приняты, но не всеми ратифицированы. Тянуть резину - это в ОДКБ любимое дело.
Читайте также: На Путина в Петербурге набросилась визгливая старушка