Начнем со схемы, по которой работают подпрограммы социально-экономического развития. Она очень простая и понятная.
1. Министерство РФ по делам Кавказа выделяет бюджетам северо-кавказских субъектов Федерации субсидии федерального бюджета на поддержку инвестиционных проектов, которые благотворно скажутся на экономике региона.
2. Дальше эти субсидии передаются из региональных бюджетов в уставные фонды акционерных обществ с типовыми названиями «Корпорация инвестиционного развития такой-то северо-кавказской республики».
3. Корпорации заключают договора с коммерческими компаниями региона, у которых есть привлекательные проекты стоимостью не меньше 50 млн. руб. Корпорации входят в долю этих проектов, инвестируя в них деньги из субсидий, но не больше 40% всей стоимости проекта.
4. Воспользовавшись бюджетными субсидиями, коммерческие компании радостно реализуют свои проекты: строят заводы, фабрики, коровники и теплицы. Создают новые рабочие места, начинают производить качественную продукцию, продавать, зарабатывать и – платить налоги в бюджет региона. Бюджет в результате растет, и регион перестает нуждаться в дотациях из федерального бюджета.
Такой вот чудесный план.
Как же он воплощается в жизнь?
Полный отчет о результатах проверки его воплощения опубликован сегодня на сайте Счетной палаты. Там много интересных находок, мы расскажем о некоторых.
Первое, что обнаружили аудиторы: отбор инвестиционных проектов, которым достаются субсидии, идет в регионах в режиме секретности.
«Правилами не предусмотрена публикация информации о проведении отбора инвестиционных проектов (о времени начала и окончания приема заявок на участие в отборе), не определены сроки проведения отбора. Отсутствие в нормативных правовых актах Минкавказа России указанных норм приводит к отсутствию реального конкурсного отбора инвестиционных проектов в субъектах СКФО».
Кому же в таких обстоятельствах достаются субсидии и на каких условиях? Догадайтесь, как говорится, с трех раз. Хотя большинство россиян и с одного угадает.
Это только одна странность нормативно-правового механизма субсидирования северо-кавказских инвестпроектов.
Другая странность состоит в том, что, когда бюджетные деньги попадают частному инвестору, федеральные органы власти теряют всякий контроль за их использованием. Это противоречит здравому смыслу, но вот такой установлен механизм государственного субсидирования для Северного Кавказа.
Счетная палата перечисляет еще множество других нарушений и упущений. Но не будем углубляться. Перейдем сразу к главному – к эффективности субсидий. Ведь это самое важное: дают они все-таки какой-то подъем экономике регионов? Или не дают?
К сожалению, нет. Не дают.
«За время реализации подпрограмм социально-экономического развития субъектов СКФО кардинального улучшения инвестиционного климата как в отдельных субъектах СКФО, так и в макрорегионе в целом не произошло. – отмечают аудиторы. - Примеров успешно завершенных инвестиционных проектов крайне мало. В связи с чем преждевременно говорить о решении запланированных задач социально-экономического развития макрорегиона, в том числе о снятии напряженности на рынке труда посредством создания новых рабочих мест путем реализации инвестиционных проектов».
Северо-кавказских субъектов - семь. Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Ставропольский край.
Аудиторы не только анализировали общую результативность субсидий, выделенных всем регионам, но и провели прицельную проверку в одном субъекте – Республике Северная Осетия – Алания.
В 2017-2019 годах для поддержки инвестпроектов ей положены были субсидии из федерального бюджета на 900 млн.руб.
В 2018-м Минкавказ одобрил пять проектов, которым и достались деньги из субсидии. Но в 2019-м он уже никаких проектов не одобрял и не утверждал, а просто дал региону 500 млн. «при отсутствии правого акта, утверждающего перечень мероприятий», на которые выдается субсидия. Так что пока непонятно, кому они достанутся. Но про предыдущие субсидии 2017-2018 годов, благодаря Счетной палате, все известно. Они вложены в следующие проекты:
- «Строительство туристического комплекса с гостиницей на 50 номеров в Куртатинском ущелье»;
- «Создание комплекса по приемке, хранению и первичной подработке зерна»;
- «Создание машинно-технологической станции «Ирафская»,
- «Организация производства колбасной и пельменной продукции»,
- «Закладка интенсивного сада 122 га и строительство фруктохранилища 5 000 тонн».
Про туркомплекс интересно.
В 2017-м Корпорация отчиталась о его 100% готовности. В 2018-м она уже указала, что комплекс готов на 98,7%.
Акт приемки законченного объекта был подписан 27 марта 2019. Однако, как отмечают аудиторы, «при визуальном осмотре объекта 31 июля 2019 установлено, что на объекте частично не завершены строительно-монтажные работы». Тем не менее разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано, причем еще 28 марта 2019. Но по состоянию на 1 августа 2019 года гостиница все равно не функционировала и право собственности инвестора оформлено не было.
Всего в этот незавершенный туркомплекс влито в виде субсидии 176,7 млн.руб. из федерального бюджета, переданных гражданам Северной Осетии, чтоб с их помощью они сами начали зарабатывать.
Но они не начали.
Похожая история у проекта «Создание комплекса по приемке, хранению и первичной переработке зерна» (инвестор ООО «Диг-Агро»). В него инвестировано 40 млн. руб. из федерального бюджета.
Разрешение на ввод в эксплуатацию на этот зерновой комплекс тоже выдано еще в прошлом году. Однако в ходе визуального осмотра комплекса аудиторы установили, что и он не функционирует: «Инвестиционный проект 2017 года до сих пор полностью не реализован».
Тем не менее, ООО «Диг-Агро» в 2018-2019 снова получило бюджетную субсидию – теперь на новый проект «Создание машинно-технологической станции «Ирафская». 50 млн. бюджетных денег туда уже закачено, и на них даже куплены культиваторы – правда, с полугодовым опозданием от графика.
«По итогам 2017 года согласно данным независимого рейтингового агентства «РИА Рейтинг», - констатирует Счетная палата, - по социальному-экономическому развитию среди субъектов Российской Федерации Республика Северная Осетия – Алания занимала 77 позицию, по итогам 2018 года – 78 позицию. Реализация инвестиционных проектов не оказала существенного влияния на социально-экономическое развитие региона, что свидетельствует о низкой эффективности использования предоставляемых субсидий».
Северная Осетия упоминается в аналитическом отчете Счетной палаты как субъект СКФО с лучшими показателями по части исполнения подпрограмм инвестиционного развития. В остальных шести северо-кавказских регионах дела, видимо, еще хуже, чем здесь.
Собственно, это всё, что нужно знать о подпрограммах к «Развитию Северо-Кавказского Федерального округа до 2025 г». Отдачи от них - никакой.
«Результат сравнения объемов инвестиций в основной капитал, рассчитываемых Росстатом, и инвестиций, привлеченных в рамках реализации подпрограмм Госпрограммы в 2017–2018 годах, находится в зоне статистически несущественных значений, и можно сделать вывод, что существенного влияния на инвестиционный климат СКФО субсидии Минкавказа России не оказывают».
Объем субсидий, которые Минкавказ перечислял субъектам СКФО на поддержку инвестпроектов, в 2017 составил 3,5 млрд., в 2018 – 3,12 млрд., в 2019 – 3,109 млрд.
В общей сложности 9,7 млрд. руб. из общегосударственного бюджета.
Бесценно узнать сейчас, что всё это был не в коня корм.