Испортил, надо признать, уже давно — задолго до крымского кризиса и войны на Донбассе. Москва и Киев вступали в жесткий клинч из-за газа при Кучме, при Ющенко, при Януковиче и уж тем более — при Порошенко. Отметит ли Владимир Зеленский свой первый новый год в качестве президента полномасштабной газовой войной? Пока все указывает именно на этот вариант.
Но во мне все же теплится некая частица оптимизма. Если абстрагироваться от аргументов и контраргументов спорящих между собой хозяйствующих субъектов, то сложно не прийти к выводу: большой и взаимовыгодный газовый компромисс между Москвой и Киевом может стать той ниточкой, держась за которую, две страны выйдут и на решение других разделяющих их проблем.
Звучит излишне оптимистично и даже немного наивно? Есть такой грех. Но давайте произведем краткую инвентаризацию других булыжников на пути хотя бы относительной нормализации российско-украинских отношений.
Могут ли Москва и Киев, например, достичь в обозримом будущем взаимопонимания в вопросе о статусе Крыма? Как говорят американцы, no way.
Возможен ли прогресс в распутывании гордиева узла на Донбассе? Здесь все не так однозначно. В теории при наличии политической воли с обеих сторон прогресс возможен. Проблема заключается в том, что очень мощные силы и на самом Донбассе, и на Западе, и на Украине заинтересованы в сохранении в этом многострадальном регионе статус-кво. Не знаю, кто впервые сформулировал фразу «кому война, а кому мать родна». Но этот человек точно достоин Нобелевской премии за величайшее научное открытие.
Остается тема, по которой Москве с трудом удавалось договариваться даже со своим в доску Януковичем, — газовая. При всей сложности и запутанности взаимных претензий «Газпрома» и «Нафтогаза» при наличии у высшего политического руководства двух стран желания договориться это желание может быть исполнено — потому что этого требуют долгосрочные стратегические интересы двух стран.
Да, сегодня Украина в газовом вопросе фактически взяла нас за горло. Благодаря успешному применению союзниками Киева тактики задержек и отсрочек, «Северный поток-2» пока не построен. При всем нежелании финансировать деньгами за транзит враждебный нам режим у Москвы пока нет альтернативы украинскому маршруту. Но в 2020 году в пределах нескольких месяцев такая альтернатива у России появится: «Северный поток-2» будет построен. И тогда неуступчивость Украины может выйти ей боком.
Я слышал заявления экспертов о том, что даже два «Северных потока» не смогут сделать маршрут через Украину полностью ненужным. Но два альтернативных газопровода все равно лучше, чем один. Количество и качество козырей, имеющихся у Киева, все равно значительно сократятся.
Так, может, нам пока стоит потерпеть, помучиться и дождаться того момента, когда стратегическое значение украинской газотранспортной системы начнет стремиться если не к нулю, то уж точно к обидным для киевских верхов значениям? При всей эмоциональной привлекательности такого подхода — мол, пусть они подавятся своими газопроводами — его, с моей точки зрения, все-таки следует признать близоруким.
Во-первых, ждущая российского газа Европа «потерпеть и помучиться» точно не готова. Во-вторых, в чем состоит стратегический интерес России по отношении к Украине? Не в обнищании соседнего государства и не в его превращении в выжженную землю. Нам важно, чтобы у Украины появились мощные стимулы хотя бы к частичному восстановлению разрушенных мостов с Россией. Сохранение какой-то доли газового транзита через Украину на устраивающих всех условиях могло бы стать одним из первых таких мостов.
Мне могут возразить: как быть с тем, что в предыдущие годы российский газовый транзит через Украину никоим образом не способствовал укреплению взаимопонимания между Москвой и Киевом? Мой ответ очень прост: раньше Украина была монополистом в сфере газового транзита. Раньше у нас не было альтернативы. Сейчас такая альтернатива появляется. А значит, в наших руках появляется и рычаг, используя который, мы можем требовать от Киева изменить свои повадки. Мы можем требовать от Украины отказаться от ее склонности к шантажу и газовому бандитизму (смотри заявление Юрия Витренко, с которого я начал этот текст) и перейти наконец к цивилизованному поведению.
Интерес Украины к сохранению российского газового транзита тоже очевиден. Освоившись на посту президента, Владимир Зеленский наверняка осознал: простых решений, способных запустить на Украине здоровые темпы поступательного экономического роста, просто не существует. Но у Зеленского есть простой способ не допустить дальнейшего углубления экономического кризиса в своей стране: договориться с Россией по газу. Это практически достижимо. Это политически довольно безопасно: даже совсем больной на всю голову украинский националист не будет впадать в восторг из-за потери Киевом денег за российский газовый транзит. Это позволит Зеленскому отрапортовать о значимом успехе своей политики.
Конечно, мы не знаем «подводной» стороны вопроса. На газовом транзите через Украину всегда кормились тесно связанные с высшим политическим руководством посредники из числа олигархических структур. Разобраться в их «черной бухгалтерии» и в том, к каким политическим шагам их эта «бухгалтерия» подталкивает, человеку извне очень сложно. Под «человеком извне» я, конечно, имею в виду себя и всех прочих, кто не посвящен в российско-украинские газовые тайны.
Но если вдуматься, то как «человека извне» себя подавал избирателям и Зеленский. Сегодня президенту Украины выпал уникальный, можно сказать, даже исторический шанс доказать, что это была не пустая рисовка.
Я не жду быстрого достижения газового компромисса между Москвой и Киевом. Дьявол, как обычно, скрывается в деталях. И за эти детали, каждая из которых тянет на сотни миллионов или даже миллиарды долларов, переговорщики с обеих сторон будут биться до последнего. Важно, чтобы это последнее наступило вовремя, а не тогда, когда будет уже слишком поздно.