Пока участники форума ждали Владимира Путина, министры экономического блока поссорились с Алексеем Кудриным. После того, как бывший министр финансов возглавил Счетную палату, такие стычки происходят регулярно, и никого уже не удивляют - только нервируют.
На сей раз предметом спора стал неизрасходованный правительством 1 трлн руб: деньги были выделены министерствам на конкретные расходы, но в экономику так и не попали, зависнув на счетах. "Это некачественное управление!" - раскритиковал птенцов гнезда Медведева Алексей Кудрин.
Первый вице-премьер и по совместительству глава Минфина Антон Силуанов парировал, что его ведомство стало более жестко относиться к тратам из государственного кармана и отсекать заведомо неэффективные расходы.
"Просто так получить бюджетный рубль сейчас невозможно", - подчеркнул Силуанов. "Не надо никого пугать этим триллионом и передергивать!" - поддакнул патрону министр экономики Максим Орешкин. Он долго складывал и вычитал какие-то остатки и в итоге резюмировал, что на самом деле неизрасходованных средств гораздо меньше.
Но Кудрин не сдавался. "Не знаю ни одного государства, где остаток в 16 млрд долларов (а именно столько составляет 1 трлн руб) объяснялся бы тем, что мы ужесточили подходы, и поэтому наши планы на такую сумму выполнены не будут, - язвительно заметил он, - В Германии или Великобритании проблемой стал бы даже один миллиона долларов!" "Ну вот, теперь Алексей Леонидович, хочет тратить деньги! - с изумлением развел руками банкир Андрей Костин, - А когда сам был министром, то допроситься ничего было невозможно!"
Эта шутка (между прочим, с большой долей правды) немного разрядила обстановку. Впрочем, Кудрин еще успел отругать правительство за низкий уровень производительности труда и недостаточные усилия по снижению доли государства в экономике. А Орешкин с Силуановым - дружно ему возразить. Но, к счастью, недостатки в своей работе министры тоже видят.
Вроде бы все предпосылки для экономического роста есть, а самого роста нет, сетовали они. В этом году, по всей видимости, не удастся выйти даже на прогнозный показатель (1,3%), а о росте ВВП выше среднемировых значений, как обещали президенту, по-прежнему остается только мечтать.
Вопрос ведущего: "На сколько может вырасти российская экономика в 2020 году?", вызвал нервные смешки в зале. А участники дискуссии решили отделаться шутками-прибаутками, заявив, что "в пределах десяти процентов". И только Алексей Кудрин не желал : по его мнению, на рост больше 1,3-1,5% не стоит даже рассчитывать.
Тема дискуссии, к которой организаторы после ланча рассчитывали привлечь Владимира Путина, оказалась сформулирована довольно неожиданно - "Мосты над волнами деглобализации". Раньше на таких форумах обсуждали глобализацию и место России в ней. Но тенденции изменились: реалии сегодняшнего дня - это не свободный товарообмен, а защита собственных производителей и рабочей силы.
Однако Владимир Путин был настроен продолжить разговор об успехах и неудачах отечественной экономики. Первых, по его мнению, естественно, оказалось больше, чем вторых. Однако президента не на шутку беспокоят отсутствие заметного роста производительности труда, низкое освоение средств, выделенных на национальные проекты, слабая конкурентоспособность гражданских отраслей, а главное - продолжающаяся стагнация доходов населения.
"Зарплаты растут, а реальные располагаемые доходы стоят на месте. Это важнейшее направление работы правительства, и результаты здесь пока весьма скромные", - раскритиковал кабмин ВВП, призвав как можно быстрее изменить ситуацию.
Участников делового форума интересовало, когда российские власти распечатают кубышку Фонда национального благосостояния и на что потратят лежащие там деньги. А также то, как президент оценивает кредитно-денежную политику ЦБ - не слишком ли поздно регулятор начал снижать ключевую ставку?
Владимир Путин отвечал, что средства Фонда, действительно, пора тратить - ведь его объем в этом году превысил 7% ВВП, а людям власти обещали рост благосостояния. Правительство, по его словам, сейчас отбирает подходящие инфраструктурные проекты, которые дадут отдачу для всей экономики и будут работать на возвратной основе. "Но действовать надо аккуратно! Разбрасываться деньгами мы не будем!" - подчеркнул Путин.
Что касается политики ЦБ, то, по мнению президента, она, скорее всего, и правда была излишне консервативной. Ключевую ставку до 6,5% можно было бы опустить уже в первом квартале 2019 года, и это, вероятно, благоприятно сказалось бы на росте российской экономики. Но "задним умом мы все сильны". "ЦБ имеет право на самостоятельную политику и пользуется им. Кроме того, у нас слишком много непредсказуемых рисков", - заметил ВВП.
"А какую оценку вы бы в таком случае поставили ЦБ? Тройку?" - почувствовав, что дело пахнет "кровью" Набиуллиной, поинтересовался Андрей Костин. Но Путин был не готов сдавать своих: "Это смотря по какой системе. Если по трехбалльной, то отлично!" "А я уж забеспокоился, что тамошние девушки расстроятся", - улыбнулся банкир. "Не расстроятся, они у нас крепкие", - улыбнулся ВВП.
Хотя Путин всячески напирал на то, что Россия в первую очередь намерена развивать несырьевой сектор и экспорт, без дискуссии о нефти и газе дело, конечно же, не обошлось. Президент заверил, что Россия продолжит работать с Саудовской Аравией и другими странами ОПЕК+ над балансировкой рынка. А на вопрос, нет ли опасений, что сланцевая нефть из США рано или поздно подорвет наши позиции, ответил шуткой: "Подождем пока американцы истратят деньги на технологии, а потом - цап-царап! Или задешево купим! Но это я пошутил. Цап-царап делать совершенно не обязательно".
По словам, ВВП, существующие сланцевые технологии являются варварскими - в некоторых районах у людей из крана вместо воды потом течет черная жижа. Но что самое главное - Россия не нуждается в их применении, поскольку у нее есть другие месторождения. "Все у нас хорошо. Мы чувствуем себя уверенно и будем развиваться", - заверил инвесторов Путин.
И этот благостный настрой, как продемонстрировал форум, относится не только к нефти.
Читайте также: Путин озвучил нежелательный сценарий развития ситуации в Донбассе