Об углублении интеграции Владимир Путин и Александр Лукашенко договорились в декабре прошлого года, когда стало ясно, что просто так компенсировать Белоруссии потери от налогового маневра и давать очередной кредит Россия не собирается. В течение 10 месяцев министры и межправительственная рабочая группа изображают бурную деятельность, но о чем конкретно идет речь, понять невозможно, поскольку ни один документ до сих пор не опубликован.
В общих словах известно, что существующий договор о Союзном государстве меняться не будет. Однако должна быть принята новая программа его реализации, состоящая из 31 "дорожной карты", в которых описываются условия и принципы интеграции в различных секторах экономики.
Весь пакет "карт" планировалось принять в начале декабря на встрече Владимира Путина и Александра Лукашенко, посвященной двадцатилетию заключения договора. Но на сегодняшний день согласовано только около половины интеграционных документов. А по самым сложным вопросам стороны продолжают придерживаться диаметрально противоположных позиций.
В минувшие выходные батька снова стучал ботинком по столу и требовал от российских властей осознать, что "белорусы - никакие не нахлебники" и заслуживают быть на равных с россиянами. «Нам каждый год подсовывают новые условия. В результате мы в экономике что-то теряем, теряем и теряем. Извините, на хрена нужен кому такой союз?» — не выбирая выражений, ругался Лукашенко.
Сергей Румас, прибыв в Горки, не стал скрывать, что его нынешний визит к ДАМу является попыткой сгладить острые углы и урегулировать имеющиеся разногласия.
"Когда наш самолет приземлялся, был сильный туман. Я даже неловко себя почувствовал", - начал издалека белорусский премьер. "Это не наши проделки", - поспешил заверить его Медведев, но Румас, оказывается, задумал красивую метафору. "Когда подъезжали к Горкам, туман начал рассеиваться, - продолжил он, - А наша личная встреча показала, что тумана нет вообще". Впрочем, отсутствие тумана еще не означает хорошую погоду.
Быстро перечислив немногочисленные достижения Союзного государства, Румас предупредил, что белорусская делегация намерена в первую очередь разобраться с острыми экономическими вопросами, которые в течение многих месяцев оставались за скобками. Это формирование цены на нефть и газ, торговые барьеры и разные условия поддержки производителей, в том числе за счёт субсидий. Без их решения дальнейшая интеграция будет невозможна, заявил Румас. Медведев был менее категоричен, но тоже признал, что взаимных претензий у России и Белоруссии хватает. Однако министрам вполне по силам их решить.
Минск, как известно, требует от Москвы в течение двух лет выйти на равные для белорусских и российских потребителей цены на нефть и газ. Этот вопрос публично поставил перед Путиным год назад сам Лукашенко, однако до сих пор никаких подвижек в сторону снижения сделано не было.
В 2019 году Беларусь платила за российский газ $127 - этот контакт заканчивается 31 декабря. На новый российский кредит Минск, похоже, уже не рассчитывает: заменить не полученные от Кремля $600 млн, по словам тамошних чиновников, предполагается китайскими юанями. Что касается компенсации за налоговый маневр, то РФ увязывает решение этого вопроса с унификацией налогового законодательства двух стран и принятием общего Налогового кодекса. (Этому, кстати, посвящена отдельная "дорожная карта").
Однако белорусская сторона на такой шаг пока не готова, полагая, что он лишит ее части суверенитета. За закрытыми дверями в Горках планировалось обсудить компромиссный вариант - обоюдные уступки и выход на два близких по содержанию кодекса. "Для республики Беларусь вопросы функционирования экономики приобретут особую значимость уже в 2020 году, так как негативный эффект от применения налогового маневра нарастает", - признал в начале встречи Румас.
Как и следовало ожидать, быстро разобраться со всеми проблемами у премьеров не получилось. На момент подписания номера отведенные на переговоры два часа давно иссякли, но обсуждение продолжалось. Причем без перерыва на обед. Профильные министры сначала обсуждали спорные вопросы друг с другом, потом пересказывали свои предложения главам правительств и вновь уединялись, чтобы подумать еще немного.
В общем, Румас погорячился, и тумана в российско-белорусских отношениях по-прежнему хватает...
Читайте материал «Главный страх Лукашенко: «Входите в состав России шестью областями»