В аэрокосмической индустрии все более широкое применение находят системы на основе искусственного интеллекта. Без них невозможны обработка больших объемов данных, современная инженерная деятельность и эффективная цифровая экономика. Об этом шла речь на пленарной сессии в рамках VI Международной недели аэрокосмических технологий Aerospace Science Week, которая проходит в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете). Корреспондент «МК» выслушал аргументы сторонников цифровой трансформации и 4-й промышленной революции.
Как сказал ректор МАИ, академик РАН Михаил Погосян, экономика данных и цифровизация создают совершенно новую индустриальную среду и меняют характер деятельности инженера.
«Если вчера большая часть работы инженера была связана со сбором информации, то на сегодняшний день творческая составляющая приобретает все больше и большее значение», - сказал ректор МАИ, которые в свое время возглавлял КБ имени Сухого, где были созданы, в частности, истребитель Су-35С поколения «4++», самолет 5-го поколения Су-57 и гражданский «Сухой Суперджет».
По словам Михаила Погосяна, «использование искусственного интеллекта может существенно повысить эффективность инженерного труда», сократить сроки и снизить риски при реализации инновационных проектов.
Ректор МАИ привел данные опросов ведущих экспертов и руководителей крупных корпораций. Абсолютное большинство их уверены в том, что системы искусственного интеллекта начнут работать бок о бок с сотрудниками в течение ближайших нескольких лет. В течение следующих двух лет значительно вырастут объемы данных, которыми обмениваются крупные деловые партнеры.
«А управлять большими данными без использования искусственного интеллекта практически невозможно», - сказал ректор.
Одно из применений систем искусственного интеллекта - математическое моделирование. Оно используется при разработке сложной авиатехники и может радикально сократить объемы физических испытаний.
Отвечая на вопрос «МК», Михаил Погосян отметил, что элементы искусственного интеллекта используются в системах управления боевой авиационной техники, в том числе в самолетах Су-35С, Су-57.
-В свое время была достаточно большая дискуссия с заказчиком (ВВС России. - «МК») - одноместным должен быть самолет или двухместным, - рассказал Михаил Погосян. - Мы убедили заказчика, что большой объем обработки информации, анализа и выдачи летчику только самой необходимой информации способен делать компьютер. И мы доказали, что у нас будет электронный «второй пилот». Так что и Су-35С, и Су-57 — это одноместные машины. Несмотря на то, что авиационные комплексы поколения «4++» различных модификаций, например, Су-30, Су-34 - это двухместные самолеты.
По словам ректора МАИ, тренд в боевой авиации — это беспилотные летательные аппараты.
-Мы активно занимаемся развитием этого направления, - сказал Михаил Погосян. - Он касается самого широкого спектра задач, и не только в области военной техники, но и, безусловно, развития услуг с помощью беспилотных летательных аппаратов в гражданской сфере. Тренд очень явный и мы будем очень быстро двигаться по внедрению этой технологии.
Он сообщил, что лаборатории и центры компетенций МАИ работают над целым рядом проектов.
-Не только проектируем сами беспилотные аппараты, но проектируем услуги, которые позволят эффективнее решать задачи с использованием беспилотных летательных аппаратов, - рассказал ректор.
Он сообщил, что в университете, в частности, создается центр компетенции в области роботизации современных производств.
-Я считаю, что искусственный интеллект будет проникать во все сферы деятельности, - сказал Погосян. - Математическое моделирование — это в определенной степени элемент искусственного интеллекта, роботизированное производство — тоже. Это не просто механические операции, которыми управляет оператор. Машина сама будет определять траекторию, оптимизировать режимы своей работы, контролировать качество. Это совершенно другой уровень
В свою очередь, принявшие участие в работе пленарной сессии по искусственному интеллекту представитель Института системного программирования РАН Сергей Стрижаль и представитель космического двигателестроительного холдинга «Энергомаш» Петр Левочкин назвали и другие сферы применения самообучающихся вычислительных систем и искусственных нейронных сетей.
В частности, по словам Петра Левочкина, актуальной задачей ракетно-космической отрасли является создание многоразовой системы выведения. При этом, по словам, Петра Левочкина, перед инженером будет стоять непростая задача: на основании каких данных он будет решать, что возможно повторное использование тех или иных ступеней носителя. Для решения этой задачи необходимы возможности искусственного интеллекта.