Напомним, что границ между Россией и Белоруссией фактически нет. Соглашение о совместной охране внешних кордонов и, соответственно, отсутствии внутренних было подписано в 1995 году и автоматически продлевалось каждые 5 лет. Однако в 2017 году Россия в одностороннем порядке восстановила пограничную зону. Связано это было с тем, что Белоруссия в одностороннем порядке ввела безвизовый режим с европейскими странами, у которых подобного режима с Россией нет. С тех пор с российской стороны действуют пункты пропуска, на которых тормозят граждан третьих стран, отправляя их в объезд — через Литву или Украину. А также досматривают грузовики, в которых, по версии таможенников, могут перевозить контрафактную продукцию.
В 2020 году Соглашение о границе будут в очередной раз продлевать. Но теперь Лукашенко хочет отразить в документе изменившуюся ситуацию. При этом он подчеркивает, что белорусские пограничники защищают общее с Россией отечество на внешних границах Союзного государства, причем делают это даже лучше российских коллег. В связи с этим батька считает необходимым подсчитать, в какую сумму Минску обходятся расходы на защиту границы и совместную с Россией защиту воздушного пространства от Балтики до Черного моря, чтобы белорусов не считали нахлебниками.
«МК» выяснил у экспертов, насколько далеко может зайти спор о границе между Россией и Белоруссией:
Алексей Дзермант, белорусский политолог:
- Белорусская сторона попытается урегулировать все спорные моменты относительно границы, чтобы сформировать единые с Россией подходы и инфраструктуру. Это должно повысить взаимодействие пограничников. Но со стороны Белоруссии граница все-таки останется открытой. Вообще, сложившаяся ситуация противоречит Соглашению о границе. Изначально Минск и Москва договорились о том, что, поскольку мы находимся в Союзном государстве, западные границы будут охранять белорусские пограничники. До 2014 года ни у кого претензий не было, но потом они стали появляться. Проблема границы — очень серьезный вопрос. Одностороннее введение Россией элементов пограничного контроля фактически является первым шагом к ликвидации Союзного государства. Потому что в идеале у нас может быть только внешняя граница, а внутри никаких дополнительных проверок быть не может.
Константин Затулин, замглавы Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, глава Института стран СНГ:
- Во-первых, слова о том, белорусские пограничники защищают границы лучше, чем российские, целиком на совести Лукашенко. Во-вторых, вопрос о границе встал после того, как Белоруссия, не посоветовавшись с Россией, открыла безвизовый въезд на свою территорию для большого количества стран. Москва была вынуждена реагировать.
Но первоисточник нынешнего заявления Лукашенко вовсе не в границе, а в том, что Белоруссия заблокировала интеграцию в рамках Союзного договора, требуя для себя экономических привилегий. А Москва считает, что интеграция — это не шведский стол, где у Минска есть только права и никаких обязанностей. Например, члены Евросоюза исправно голосуют в отношении России так, как предписывает им дисциплина, а не их личное отношение в Москве. В свою очередь Белоруссия по поводу Крыма, Абхазии и так далее никогда не выступает солидарно с Россией и даже считает это своим достоинством.
Тем не менее, сегодня не стоит вопрос о какой-то угрозе для Союзного государства. Лукашенко просто набивает себе цену.
Читайте также: "СМИ: Лукашенко лечится от тяжелой болезни в ОАЭ"