«Русские марши» 4 ноября проводятся с 2005 года. Начиная с 2014-го проходят два независимых марша: черной кошкой, пробежавшей между былыми соратниками, стало отношение к «Новороссии» и «русскому миру».
К часу дня чуть больше сотни участников акции собралось на улице Перерва неподалеку от метро «Братиславская». Среди них преобладала молодежь, хотя наиболее экзотическими митингующими был представители старшего поколения. Группа дам постбальзаковского возраста, возглавляемых пожилым мужчиной, сделала попытку спеть песню «Это русская сторонка, это Родина моя» — получилось плохо
В 14.00 шествие стартовало. Впереди и по бокам колонны шла цепочка правоохранителей, далее следовала пресса, митингующих возглавляла цепочка «Союза православных хоругвеносцев», за ней шли молодые люди с плакатом «Долой диктатуру!», вслед за ними выстроились и двинулись нестройными рядами молодые люди с традиционными черно-золотыми знаменами, а также с черно-зелеными флагами загадочной организации «Ассоциация народного сопротивления» и малоизвестного союза «Молодежь Москвы».
Половина речевок совпадала с теми, которые привычно слышать на митингах либеральной оппозиции: требования освободить арестованных и осужденных по «московскому делу», отменить 282-ю статью Уголовного кодекса, «Импичмент-люстрация-декоммунизация» и другие лозунги подобного рода. Часть «кричалок» содержала требования вернуть Россию русским и очистить страну от мигрантов. Колонну замыкала внушительная кавалькада из автозаков, полицейских машин и карет «скорой помощи», которые в этот день, к счастью, не пригодились. Ближе к 15 часам митингующие подошли к метро «Братиславская».
Особенность политического момента объяснил пришедший на марш ветеран националистического движения Дмитрий Демушкин.«Это, конечно, не 20-тысячный «Русский марш», который в свое время организовывали мы, когда колонны построения растягивались почти на два километра. Но марши — не самоцель. Что греха таить, русские националисты никогда не были в политическом поле, мы пребывали исключительно в уличном сегменте. Сейчас нас вытеснили и из него. Все крупные организации уничтожены. Поэтому сегодня нет движения, которое могло бы хотя бы частично претендовать на лидерство в этой среде, — среда разобщена, она «ушла» в спорт, в культуру, в проекты, которые не связаны напрямую с политической деятельностью.
У метро «Октябрьское поле» сегодня собрались люди, которые, на мой взгляд, не могут проводить «Русский марш», — там больше левых сил, приглашены члены КПРФ. То есть это марш скорее коммунистической направленности. Если же мы объединим протестные группы либералов, левых и других, то это уже общегражданские митинги. Они тоже должны быть, но это уже не националисты…
Русские националисты традиционно выступали за введение визового режима со странами Средней Азии и Закавказья, выступали за принятие закона о репатриации русских (из ближнего зарубежья. — «МК»), за борьбу с нелегальной иммиграцией. Это традиционная повестка националистов — думаю, что она будет близка и всем остальным лидерам протеста. В свою очередь националисты всегда поддерживали лозунг «За честные выборы». Но сегодня националисты — самая гонимая группа».