Йеменские хуситы посрамили американскую бронетехнику: неизвестная война

Танки США уничтожаются при помощи бензина и хвороста

События в Йемене, которые продолжаются с лета 2014 года, преподносят новые сюрпризы. Местные повстанцы не только успешно держат оборону против сил стран арабской коалиции, возглавляемых армией Саудовской Аравии, но и успешно наступают. Последний крупный успех повстанцев — разгром трех бригад саудовской армии — вновь показал, что созданные на американский манер и оснащенные преимущественно оружием made in USA вооруженные силы бессильны против повстанцев.

Танки США уничтожаются при помощи бензина и хвороста

Армия в пиджаках и юбках

Война в Йемене началась после того, как местные повстанцы, известные как хуситы, свергли президента страны Мансура Хади. За свергнутого главу государства вступились арабские страны, в первую очередь — Саудовская Аравия, под руководством которой была создана военная коалиция.

В начале конфликта казалось, что у повстанцев нет никаких шансов и они будут быстро разгромлены. Им противостояли полностью укомплектованные и оснащенные по последнему слову западной техники армии арабских стран, в том числе самых богатых. Однако на деле разгромить повстанцев не удалось за пять лет конфликта — и вряд ли удастся.

Кто же, собственно, эти хуситы, которые в одиночку противостоят такому мощному врагу?

По большому счету это вооруженная организация, созданная по родственному и религиозному принципу. Большинство бойцов принадлежат к племенам Северного Йемена, исповедующим ислам шиитского толка.

Типичный боец-хусит одет в юбку, часто — в пиджак. Помимо старого автомата Калашникова он вооружен традиционным кинжалом — джамибией, без которого в Йемене мужчины предпочитают не показываться на улице. Облик партизана дополняют комок жевательного табака (ката) за щекой, тюрбан и сланцы на босу ногу.

В качестве транспорта повстанцы активно используют гужевой транспорт (преимущественно ослов), а в качестве противотанкового средства… обычные зажигалки (об этом чудо-оружии — чуть позже).

Нередко, впрочем, бойцы переодеваются в камуфляж и берцы. Они умело используют современные средства маскировки. Но при случае всегда возвращают себе привычный облик. Как отмечают эксперты, традиционный хуситский костюм хорошо подходит для боевых действий в пустыне, он испытан на практике многими поколениями бойцов-хуситов. Поэтому-то они и предпочитают такую одежду.

Конечно, воюют повстанцы далеко не кинжалами. Активно применяя на практике принцип «голь на выдумки хитра», хуситы активно используют большое количество оружия кустарного производства или модифицированного своими силами. После переворота в их руки попали арсеналы армии Йемена с большим количеством оружия — преимущественно советского производства и по большей части устаревшего. Однако терпение и труд возвратили в строй даже настоящие реликты времен Второй мировой войны — Т-34-85 и самоходки Су-100.

Повстанцы, впрочем, предпочитают не использовать бронетехнику, полагаясь на мобильность и тактику партизанской войны. Единственная современная система вооружений, которую хуситы активно используют, это баллистические ракеты — как правило, ракетные комплексы «Точка-У» советского производства. Им повстанцы даже посвятили несколько песен, где хвалят точность оружия и его боевую мощь. Есть еще советские ракеты Р-17 «Скад», а также бывшие зенитные ракеты, переоборудованные для нанесения ударов по наземным целям.

Весь этот крайне разнообразный арсенал активно применяется для нанесения ударов по саудовской территории и зачастую успешно преодолевает саудовские средства ПВО. Наглядный пример — удар по саудовскому нефтеперерабатывающему заводу Абкейк и месторождению Хурайс 14 сентября. Локальная атака тогда привела к глобальным последствиям — по крайней мере, нефтяные цены тряхнуло по всему миру.

Еще одно «ноу-хау» повстанцев — самодельные беспилотники, сделанные из пластика и палок. Однако один такой тихоходный дрон в умелых руках опаснее танка. Одна из самых успешных атак одного такого устройства, которое взорвалось прямо над парадом саудовских войск, стоила жизни тридцати солдатам.

Самопальные дроны регулярно преодолевают саудовскую границу и наносят урон различным объектам на территории страны. А современные саудовские системы ПВО, в том числе американские Patriot и Hawk, ничего не могут им противопоставить. Так подтверждается известная военная истина: бедный воюет лучше богатого.

Хворост против «Абрамса»

Роковой ошибкой для саудовской армии, вмешавшейся во внутрийеменский конфликт, стала недооценка противника. Тотальный перевес в бронетехнике, полнейшее превосходство в авиации и флоте (у хуситов их вообще нет), численное преимущество, американские военные инструкторы… Чем не гарантия успеха? Оказалось — не факт.

Для борьбы с большим количеством бронетехники нашелся безотказный метод: засады. Обычно колонны саудовских сил заманивают в такую засаду и планомерно расстреливают при помощи противотанковых ракетных комплексов. Все потери противника повстанцы фиксируют на видео, которое снимается по стандартному сценарию. Едет танк, по нему выпускается ракета — взрыв, и… танк больше не едет. Все это сопровождается скандированием речевок с пожеланием смерти США, Израилю, саудитам и прочим врагам.

Примечательно, что основу противотанкового арсенала повстанцев составляют опять-таки ракеты еще советского производства: «Малютка», «Конкурс» и «Фагот». Этим комплексам оказалась по зубам броня современных американских танков «Абрамс» и боевых машин пехоты «Брэдли» — той самой техники, которая составляет основу броневого парка армии США. Различные легкие бронемашины, такие как минозащищенные MRAP или канадские бронетранспортеры LAV-25, противотанковые советские «ветераны» щелкают на раз-два.

Однако куда чаще американские танки уничтожаются при помощи… бензина и хвороста. Подавляющее большинство техники, уничтоженной хуситами, была брошена саудовскими войсками на позициях. Обычно такое происходит, когда повстанцы атакуют противника с нескольких сторон и угрожают ему окружением. Солдаты неприятеля при этом спасаются на автомобильном транспорте, оставляя бронетехнику в качестве трофея. Известен случай, когда бронетранспортер саудовской армии был остановлен бойцом хуситов с автоматом в руках: экипаж предпочел не рисковать и сдался.

Всю или почти всю захваченную бронетехнику повстанцы уничтожают. Отчасти из-за того, что в нее вмонтированы радиомаячки, подающие сигнал о местонахождении машины. При таком раскладе трофейный танк превращается в «троянского коня», загнанного на собственную базу, по которой по сигналу маячка затем наносится ракетный или бомбовый удар. Это лишнее.

Вторая причина куда проще: хуситам просто не нужна бронетехника. Для партизанского отряда, который действует по тактике «ударил — отступил», танк — это обуза. Лучше забрать все то, что можно унести с собой, погрузить на ослов, примотав покрепче веревками, а остальное сжечь.

В последнее время хуситы даже организовали своего рода флешмоб: фотография зажигалки на фоне горящей бронетехники. Посыл простой: цена зажигалки — что-то в районе доллара, цена американского танка — сотни тысяч долларов. Зачем платить больше? Достаточно набить захваченный танк хворостом или картоном, оставить внутри некоторое количество боеприпасов, полить это все бензином и поджечь. Самое удивительное, что этот план работает.

А дальше что?

Последний крупный успех повстанцев — окружение и разгром трех бригад саудовской армии на саудовско-йеменской границе. Подавляющее большинство бойцов коалиции предпочли сдаться в плен, десятки единиц бронетехники были захвачены и уничтожены.

Повстанцы, однако, предпочли не развивать успех и не стали продолжать наступление на саудовскую территорию. Вместо этого из Саны прозвучал призыв: остановите войну, и мы готовы отказаться от военных действий. Вместо ответа Эр-Рияд подверг бомбардировке зону боестолкновения. Но хуситы уже успели отступить.

Таким образом, перспективы конфликта весьма туманны. Одна из сторон — саудовцы — идти на попятную категорически не хочет. Однако и не в состоянии совладать с соперником. А вот хуситы могут продолжать наступление на саудовскую территорию — было бы желание. Но его нет: удержать бы то, что имеют. Города разрушены, нет экономики, в стране свирепствуют эпидемии и голод. Однако это лишь придает повстанцам злости.

В древности Александр Македонский велел сжечь трофеи своей армии, чтобы она не обленилась и была готова идти дальше налегке. Сегодня что-то подобное для хуситов повторила саудовская авиация. Ряды повстанцев постоянно пополняют новые добровольцы, мотивированные и злые.

А вот у саудовцев и их союзников с мотивацией большие проблемы. Солдаты предпочитают сдаваться при первой возможности, а многочисленные наемники и вовсе предпочитают в бой не вступать. За службу в саудовской армии предлагают паспорт этой страны уроженцам бедных арабских государств: Судана, того же Йемена, Сирии. Однако и эти подкрепления, сбитые наспех и не имеющие должной боевой подготовки, тоже не рвутся воевать до последнего патрона. Отсюда и такие огромные потери в бронетехнике.

Так что говорить о мире в Йемене, к сожалению, все еще не приходится. Единственное, что можно сказать наверняка: каждый новый день конфликта будет приводить к новым потерям. И еще один вывод позволяет сделать йеменский конфликт: не так страшен «Абрамс», как его малюют. Держи только прицел верно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28116 от 1 ноября 2019

Заголовок в газете: Война ослов и «Абрамсов»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру