Прощайте: кого «кинул» Трамп в Сирии

Какие последствия будет иметь уход американцев из региона

С момента объявления Дональдом Трампом решения о выводе американских войск из северо-восточной Сирии прошло уже две недели. Срок вроде бы сравнительно небольшой, но его оказалось достаточно, чтобы ситуация не только в Сирии, но и на Ближнем Востоке в целом изменилась весьма существенно.

Какие последствия будет иметь уход американцев из региона
Фото: dvidshub.net

Соединенные Штаты никогда не претендовали на то, что их войска останутся в Сирии навсегда — напротив, факт их там временного пребывания был оговорен с самого начала. Впрочем, это же верно и в отношении американских контингентов в Афганистане и в Ираке, которые находятся в этих государствах Среднего Востока уже более пятнадцати лет, несмотря на все усилия вначале Барака Обамы, а потом Дональда Трампа их оттуда вывести. Американцы планировали сформировать в этих странах лояльные режимы, обеспечить их вооружением, обучив обращаться с ним, и уйти с чувством выполненного долга и ощущением, что откуда-откуда, а из этих стран угроза безопасности США и их союзников исходить более не будет.

Этот прекрасный план нигде, однако, не сумел быть реализован, и на восемнадцатый год после введения войск в Афганистан с целью борьбы против радикального исламистского боевого движения «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация) американские представители безуспешно вели с представителями этого же движения переговоры — фактически об условиях собственной политической капитуляции. В начале сентября этого года президент Трамп приказал эти позорные переговоры прекратить. И хотя сам я могу это решение только приветствовать, альтернативный путь продвижения к решению проблемы Афганистана не только не был найден, но даже не был предложен. Сомнений в том, что боевая мощь армии США на порядки превышает возможности талибов, нет ни у кого и никаких, однако, несмотря на это, сокрушить «Талибан» американцам так и не удалось. Много сказано и написано в попытке объяснить, как же так случилось, хотя случиться, казалось бы, было не должно и не могло. Факт, однако, остается фактом: несмотря на триллионы потраченных денег и многие десятки тысяч погибших, ни афганская, ни иракская кампании не дали американцам тех результатов, на которые они рассчитывали, эти кампании начиная.

Не дала никаких результатов и военная кампания США в Сирии: оппозиционные силы, на которые сделали ставку и которые финансировали и вооружали американцы, проиграли войну силам, поддерживавшим президента Башара Асада. Американцы требовали ухода Башара Асада как условие для любого политического урегулирования — совершенно очевидно, что требование это выполнено не будет, что так называемая «умеренная оппозиция» к власти не придет и проамериканский режим в стране не сформирует. Вполне осознав это, Трамп решил прекратить ломать комедию, которая приводит ко все новым жертвам и дальнейшему росту и без того высочайшего дефицита бюджета США, отдав распоряжение о выводе с северо-востока Сирии американских войск.

Это решение президента США можно понять, но невозможно простить, ибо Трамп прекрасно осознавал, каковы будут его последствия. Американские вооруженные силы фактически защищали курдов — народ, уже сто сорок лет борющийся за право на политическую самореализацию своих национальных чаяний.

Курдские лидеры рассчитывали, что после распада Оттоманской империи и они смогут рассчитывать на создание своего национального государства, однако в ходе Лозаннской конференции 1922–1923 годов, на которой ведущую роль играли представители Англии, Франции и Италии и где колониальные державы определяли границы Турции после победы Кемалистской революции, подобное решение принято не было. Насколько известно, даже его возможность не обсуждалась. За прошедшее с тех пор почти столетие проблема отсутствия у курдов своего национального государства не приблизилась к своему разрешению. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН приняли бесчисленное количество резолюций в защиту права на национальное определение палестинских арабов, численность которых вчетверо меньше, чем численность курдов, а языковая, культурно-историческая и религиозная близость которых к другим арабским этносам несравнима с весьма высокой обособленностью курдов от их окружения, но курдскую проблему международное дипломатическое сообщество лицемерно игнорировало и продолжает игнорировать.

В настоящее время в четырех странах Ближнего и Среднего Востока — в Турции, Иране, Ираке и Сирии — проживают около сорока миллионов представителей этого народа, причем на территории Сирии — лишь менее десяти процентов из них. Еще в июле 2012 года, вскоре после начала (совершенно не по их вине) гражданской войны в Сирии, курды провозгласили государственный суверенитет Западного Курдистана на части территории этой страны, а в марте 2016 года согласились на отказ от него — в обмен на признание Автономной администрации северо-восточной Сирии, состоящей из трех районов. Курды были очевидными и непримиримыми противниками запрещенного в России «Исламского государства»; обращал на себя внимание тот факт, что созданная ими Демократическая федерация Северной Сирии провозглашала себя светским государством — феномен на Ближнем и Среднем Востоке крайне редкий.

Именно этот курдский автономный регион защищали американцы, и именно его они бросили на произвол судьбы. А она была для них понятной и предсказуемой, ведь свое решение Трамп принял после телефонных переговоров со своим турецким коллегой Р.Т.Эрдоганом. А тот абсолютно не скрывал своих планов о проведении военной операции против курдов немедленно после вывода американских войск, даже не пытаясь оправдать таковую минимально убедительными для внешнего мира соображениями. Курды были едва ли не самыми последовательными и надежными союзниками американцев в сирийском и иракском конфликтах, но это не помешало президенту Трампу предать их. Принято считать, будто ближайшим союзником американцев в Ближневосточном регионе в целом является Израиль, но и его руководителей Трамп заранее не информировал о своем решении, кардинально меняющем весь расклад сил в непосредственной близости от северных границ еврейского государства. Первой реакцией на все произошедшее в Израиле стал поднятый в средствах массовой информации вопрос — а можно ли вообще основывать доктрину национальной безопасности на американских гарантиях, если руководители этой страны готовы в одночасье отказаться от союзнических обязательств, оставив кроликов один на один с удавами? Следом за этим возник вопрос о том, насколько глубоко прогнила политическая система США, в которой не оказалось никакой системы сдержек и противовесов волюнтаристскому решению главы государства. В США работает огромное число экспертов и специалистов по Ближнему и Среднему Востоку, по военной стратегии и дипломатии, знающих историю и языки региона, его особенности, проведших в нем годы и десятилетия. Многие из этих людей выступили с резкой критикой принятого Трампом решения. Но ни палата представителей, ни сенат, потратившие тысячи и тысячи часов рабочего времени на обсуждение «российских хакеров», а теперь с тем же рвением изучающие телефонный разговор Трампа с Владимиром Зеленским, не сочли нужным пригласить никого из экспертов-ближневосточников для экстренного обсуждения одного из самых резких поворотов политики США в этом регионе. В Израиле меж тем уже полгода нет полноценного правительства, потому что очень принципиальная оппозиция не может войти в коалицию с «самым коррумпированным премьер-министром за всю историю страны», который посмел — ужас, ужас! — принимать в подарок от своего старинного друга-миллиардера упаковки хороших сигар и шампанского. И это притом, что резкое усиление Турции, власти которой непосредственно покровительствуют не только «Хамасу», но и исламистским радикалам, пытающимся поджечь на Храмовой горе в Иерусалиме пожар всемирного джихада, является значительной угрозой для безопасности Израиля и Ближневосточного региона в целом.

Не соблюдающееся Анкарой соглашение о пятидневном прекращении огня, которое американцы почему-то сочли своей значительной дипломатической победой, истекает уже во вторник вечером, после чего этническая чистка — массовое изгнание гражданского население — в Северной Сирии возобновится в полном объеме. Эрдоган не скрывает своих целей — изгнание курдских жителей из своих домов, создание буферной «зоны безопасности» на территории Северной Сирии, где президент Турции планирует расселить три миллиона сирийских беженцев разных национальностей, вынужденно покинувших Сирию.

На протяжении десятилетий многие — порой более, порой менее оправданно — возмущались той ролью мирового полицейского, которую американцы на себя взяли без того, чтобы кто-то уполномочивал их это делать. И вот мы пришли к новому Ближнему Востоку и новому мировому порядку в целом, в котором никаких полицейских нет, никаких норм и законов нет, и то, что ему делать с кроликом, удав будет в каждом конкретном случае определять по своему усмотрению. Этот горький пример демонстрирует всем, насколько и поныне фиктивны и иллюзорны надежды на то, что в мире возобладали нормы международного права и создана система коллективной безопасности. Мир, увы, остался прежним, и каждый народ Ближнего Востока — курды, израильтяне или кто угодно другой — должен осознать, что ему не на кого надеяться, кроме как на самого себя.

Читайте также: "Эксперт оценил выход американских войск из Сирии: оставляют стиральные машины"

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28106 от 21 октября 2019

Заголовок в газете: Прощайте, не поминайте лихом: США и их преданные в Сирии союзники

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру