Украинские суды буквально завалены пенсионными исками. Количество проблемных случаев исчисляется сотнями тысяч. В ЕСПЧ (Европейском суде по правам человека) подобных исков зарегистрировано почти 13 тысяч. Притом что далеко не каждый пенсионер готов нести ради рассмотрения его жалобы в Страсбурге значительные финансовые затраты.
Киевские правоведы единодушны в своих выводах: практически в каждом из местных подразделений Пенсионного фонда Украины персонал сориентирован на поиск мельчайших зацепок, дабы отказать согражданину в начислении положенных ему по закону денег. Или хотя бы уменьшить размер пенсии. Нередки и случаи, когда человека вежливо просят... вернуть уже выплаченную ему пенсию.
Самый излюбленный прием работников ПФ Украины - якобы "утерянные архивы". Его эффективность поясняется тем, что до 2000 года понятия "трудовой стаж" и "страховой стаж" были тождественны. Благодаря этому многие из пенсионеров заработали неплохие по нынешним временам пенсии в 6, а то и 7 тысяч гривен: они, уйдя на заслуженный отдых, продолжали формально числиться работниками своих предприятий, "наращивая" таким образом себе трудовой стаж.
После того как Украина пережила несколько финансовых кризисов, к этой категории пенсионеров стали серьезнейшим образом "присматриваться". Ибо для Пенсионного фонда такие люди - очевидная "обуза". Столь же недружелюбное отношение заметно и к получателям "чернобыльских" пенсий и пенсий по инвалидности.
Родственница корреспондента "МК" более 10 лет получала пенсию за ушедшего из жизни супруга-ликвидатора аварии на ЧАЭС. Потом внезапно выяснилось: куда-то подевались данные о годах работы мужчины в украинском подразделении КамАЗа. Без них размер выплат заметно упал; восстановить же "недостающие годы", с учетом известного ухудшения взаимоотношений между Украиной и РФ, весьма и весьма проблематично.
В период президентства Петра Порошенко был проведена в общем успешная пенсионная реформа. Многим категориям пенсионеров "накинули" по 500, по тысяче, а то и по несколько тысяч гривен. Но военные-отставники и бывшие милиционеры, которые до реформы получали весьма неплохие деньги (при курсе доллара 8 грн. за зеленый), вмиг превратились в "малоимущих". Доллар вырос в 3 с половиной раза, а их пенсии не увеличились даже на 50 копеек. Пенсионеры-силовики, обладающие способностью самоорганизовываться, зачастили в Киев к зданию Верховной Рады. После нескольких протестных акций украинское правительство вынуждено было провести перерасчет. Однако в казне, и без того зияющей "дырами", денег на выплату старых долгов не оказалось. Людям предложили получать по 50% суммы, причем выплаты "разбивались" на несколько частей.
В любом из украинских судов практически ежедневно можно встретить с пару десятков не только отстаивающих свои пенсионные права "чернобыльцев", а и бывших военных и милиционеров. Последних, к слову, в некоторых судах пытаются "отшить" на том основании, что в настоящее время в Украине милиции как таковой нет. Если человек ушел до переименования милиции в полицию - перерасчет его пенсионных денег становится проблемой.
По завершении последнего заседания правительства премьеру Алексею Гончаруку задали неприятный вопрос: когда, мол, начнете выполнять предвыборное обещание Владимира Зеленского и освободите от платы за коммунальные услуги граждан старше 70 лет? Из ответа главы правительства следовало: подобных планов ни у него самого, ни у министров не было изначально. По словам Гончарука, пожилые люди "для нас - приоритет №1 и мы понимаем, что им тяжелее всех". Дальше констатации этого самого понимания Алексей Валерьевич идти не рискнул. Пообещав лишь после утверждения госбюджета на следующий финансовый год (то есть к концу ноября) посчитать, "сколько вообще у государства будет денег на 2020 год, чтобы понять, как их правильно распределить".
Это самое "распределение денег" будет напрямую зависеть... от одобрения либо неприятия так называемой "формулы Штайнмайера". Предусматривающей отвод украинских войск от линии разграничения на Донбассе. Именно так и никак иначе, по словам главы МИД Украины Вадима Пристайко, намерена действовать власть. В случае же срыва отвода войск "... мы забираем треть нашего бюджета с пенсий, зарплат, медицинского страхования, переводим это в мобилизацию нашей армии и пытаемся защитить себя без мирного процесса". Когда о вопросах, касающихся социальных выплат, говорит не профильный министр, а министр иностранных дел, - это, как минимум, вызывает удивление. Еще с большим удивлением - но уже на грани испуга и возмущения — украинцы восприняли планы правительства обложить население собственной республики 33%-ным сбором. Притом что при предыдущей власти военный сбор исчислялся 1, 5 %.
Скорее всего, в окружении президента Владимира Зеленского пытаются сподвигнуть верный ему электорат дружно выйти на демонстрации с требованием мира любой ценой. Иначе - мобилизация всех годных к воинской службе с одновременным урезанием зарплат и пенсий всех, кто останется в тылу. Перед Зеленский стоит нелегкий выбор: либо отказаться от "формулы Штайнмайера" и отступления украинских войск вглубь собственной территории, - либо поднимать людей на Антимайдан. Чтобы попытаться "перебить" впечатление от позавчерашнего Майдана по случаю годовщины УПА.