На саммите в Ашхабаде разгорелся скандал: поссорились Армения и Азербайджан

И вновь из-за Нагорного Карабаха

Главы Армении и Азербайджана — Никол Пашинян и Ильхам Алиев — разругались на саммите глав СНГ в Туркмении. Алиев заявил, что армянские власти восхваляют «фашистского палача» Гарегина Нжде, а Пашинян сообщил, что он был защитником Армении от турецкой агрессии. Их перепалка фактически стала вторым раундом после того, как сначала премьер-министр Армении, а затем президент Азербайджана заявили, что Карабах является неотъемлемой частью их стран и обсуждать тут нечего.

И вновь из-за Нагорного Карабаха
Никол Пашинян.

Алиев не случайно нанес свой удар, он знал, что фигура Нжде противоречивая и болезненная тема даже для армян. Никаким фашистским палачом он, разумеется, не был, но с Гитлером сотрудничал, в частности, был одним из создателей «Армянского легиона», воевавшего на Северном Кавказе и на Западном фронте. Работая на фашистскую Германию, Нжде надеялся добиться нападения Берлина на Турцию, чтобы затем создать независимую Армению и расширить ее границы. Однако в современном Ереване об этом не любят вспоминать, для жителей республики гораздо важнее, что Нжде в 1918 году защитил их страну от турок, в частности отстоял Сюник.

Отдельно нужно отметить, что насаждением культа Нжде занимались предыдущие президенты страны — Роберт Кочарян и Серж Саргсян, одного из которых теперь судят за государственный переворот, а второго свергли в ходе «бархатной революции». Их «Республиканская партия» взяла учение Нжде за базу для своей идеологии. Никол Пашинян не нацист, он гораздо либеральнее своих предшественников и в чрезмерном преклонении перед Нжде замечен до сих пор не был.

Между тем это не первый скандал между Арменией и Азербайджаном за последние несколько месяцев. В августе Пашинян, выступая в Степанакерте на открытии VII Всеармянских игр, заявил: «Карабах — это Армения, и все». В начале октября Алиев заявил на Валдайском форуме в Сочи: «Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Так как Алиев в Карабах ехать не хочет, а в Сочи Пашиняна не было, прямого столкновения в том и другом случае удалось избежать. Ашхабаду в этом плане повезло меньше.

О конфликте «МК» рассказал замдиректора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин:

— Ндже для Армении однозначно национальный герой. При том что он был им еще при прошлом режиме, на открытии памятника приезжал Серж Саргсян. Неприятие этой фигуры Азербайджаном вполне понятно, и они указывают на то, что во время Второй мировой войны он был на стороне немцев. Если говорить о позиции России, то она очень осторожная. В РФ крайне негативно относятся к тому, что, например, в Украине прославляют Бандеру. Но с Украиной отношения крайне негативные, а Армения — союзник по ОДКБ, и Россия не идет с Ереваном на исторический конфликт.

Что касается конфликта Армении и Азербайджана по Нагорному Карабаху, то он заморожен, и на этом все. В 90-е годы была попытка компромиссов, которая закончилась тем, что в Армении отстранили Петросяна за слишком большие уступки. И с тех пор никто больше не хотел повторять его историю. То, что оба государства находятся в одном и том же объединении, только доказывает слабость СНГ. Такую ситуацию невозможно представить в более продвинутой структуре, например, в том же ОДКБ, где есть оборонные интересы. Там есть Армения, но не может быть Азербайджана.

Когда Пашинян приходил к власти, его противники пытались утверждать, что он гражданский человек, не участвовал в борьбе за Карабах, был в оппозиции, а значит, может уступить. Это говорили люди, которые хотели ослабить его позиции. Но если уж те люди, которые участвовали в войне и к которым невозможно предъявить претензии, не смогли пойти на договоренности из-за слишком большого раздражения, то Пашинян как сугубо гражданский тем более не сможет уступить. Ему как политику необходимо демонстрировать свой патриотизм, верность принципам и так далее. Эта перепалка в некотором роде является следствием прихода Пашиняна. Он доказывает, что не будет уступать и подозрения на его счет не имеют оснований.

Аждар Куртов, главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии»:

— Нагорный Карабах — незаживающая рана. Многочисленные встречи с участием посредников из других государств и самые разные планы по урегулированию этого конфликта так ни к чему не привели. Ранее Петросян предлагал поэтапный план урегулирования, но он не был поддержан. И в итоге он ушел.

Позиции сторон непримиримы, и каждый раз они упираются в детали. Была идея провести референдум, но Азербайджан настаивает, что он должен пройти на всей территории страны, и тогда исход, конечно, будет очевиден. Армения же хочет, чтобы референдум прошел на территории Арцаха, но тогда результат не понравится Азербайджану.

Но здесь есть несколько нюансов. Армения входит в ОДКБ, а Азербайджан — нет. Кроме того, Армения имеет договор о военном союзе с Россией. Дипломатическим путем Армении удалось обеспечить себе военную безопасность, в том числе со стороны Азербайджана. Конечно, Азербайджан мог бы нанести удар по Нагорному Карабаху, с которым нет никаких договоренностей, но в армии Арцаха служит много армян. Усилия дипломатов заканчиваются на том, чтобы остужать горячие головы. Но этот конфликт не может быть разрешен в ближайшем будущем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28099 от 12 октября 2019

Заголовок в газете: На Ашхабад сбросили Нжде

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру