Со дня катастрофы рейса MH-17 прошло уже пять лет. За все это время на Западе ни разу не предлагали расследовать возможную причастность Украины к происшедшему. Международная группа, ведущая расследование, ограничилась двумя промежуточными докладами, в которых полунамеками и предположениями возложила вину за случившееся на Россию. Предложенные российскими властями документы и доказательства были проигнорированы.
Поэтому новое предложение голландских парламентариев стало настоящей сенсацией. В Парламенте Нидерландов указали на необходимость расследовать, почему Киев не закрыл воздушное пространство над зоной вооруженного конфликта.
По мнению экспертов, такой поворот в расследовании катастрофы, в которой погибли 298 человек, не случаен. Он странным образом совпал с обнародованием скандальных переговоров президентов США и Украины. Отношения Евросоюза с Киевом тоже сейчас не так благостны, как во времена президентства Петра Порошенко. Тогда Киеву прощали все — заигрывание с нацистами, войну на Донбассе, нескончаемые просьбы помочь и даже коррупцию. Судя по всему, Брюссель действительно начинает уставать от Киева.
Международно-правовой аспект заявления депутатов Нидерландов «МК» прокомментировал председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, авиаэксперт Олег Смирнов. По его словам, Украина действительно была обязана закрыть воздушное пространство над зоной конфликта, и удивительно, что никто не задался этим вопросом раньше.
«Эти обстоятельства четко прописаны в документах Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в которой состоит 192 государства. По этим правилам страна, на территории которой происходит вооруженный конфликт, обязана закрыть для гражданской авиации воздушное пространство над зоной конфликта. Украина грубо и нагло нарушила эти правила, вследствие чего и произошла эта катастрофа Нюансы катастрофы можно расследовать, но Украина является первопричиной произошедшего. Рекомендации ИКАО обязательны к исполнению. И Украина, и Нидерланды обязаны были их придерживаться. Но голландские власти не контролировали эту ситуацию, и на них вина также есть», - заявил Олег Смирнов.
Эксперт также подчеркнул, что расследование вины Украины должны были начать в день катастрофы, однако это не было сделано. Более того, Украина вошла в комиссию по расследованию инцидента, хотя является одним из возможных виновников.
«Я участвовал в расследовании не одной катастрофы. И никогда с подобным не сталкивался. В день той трагедии президент США Барак Обама и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон открыто обвинили Россию в случившемся. Они заявили, что у них есть некие документы, но их не предоставили. Далее была создана комиссия, которая выдала абсолютно бездарные результаты «расследования». Многие заявления не подкреплены ни одним доказательством. И это при том, что до сих пор (!) не были собраны все обломки самолета», - рассказал эксперт.
По мнению Олега Смирнова, обращение голландских парламентариев о расследовании возможной вины Украины стало следствием нескольких факторов. Один из которых - отсутствие вразумительных результатов «официального» расследования.
«Россия, в отличие от Украины, не привлечена к расследованию. Малайзия тоже. Недавно премьер этой страны открыто возмутился такой ситуацией. По его словам, целью расследования стало - «найти вину России», а не установить истинную картину произошедшего, - сказал эксперт. - Еще одна проблема в том, что все эти годы родственники погибших голландцев требуют сатисфакции. Оплачивать должен виновник. Но до сих пор не объявлено за счет кого же оплачивать эти многомиллиардные суммы. Возможно, именно поэтому впервые решили поискать истинных виновников».
Эксперт отметил, что объективное расследование катастрофы возможно только при удалении из него украинской стороны и привлечении Малайзии, а также экспертов ИКАО.